Новый российский миллиардер


Сеть дискаунтеров “Дикси” до сих пор не причисляли к лидерам рынка. Но в 2004 г. она увеличила оборот до $420 млн, продемонстрировав почти двухкратный рост продаж, говорится в материалах департамента консалтинга РБК. Развитие происходит в том числе за счет поглощений: в конце 2004 г. “Дикси” приобрела 14 магазинов “Гастроном Эконом” у Millhouse Capital, управляющей непрофильными активами акционеров “Сибнефти”.

На новый старт “Дикси” обратили внимание конкуренты. “Они начали интенсивно развиваться после трехлетней спячки”, – отметил глава отдела концессии “Пятерочки” Сергей Ильинский. А гендиректор “Копейки” Сергей Ломакин сообщил, что на рынке говорят о “каком-то английском фонде”, инвестирующем в “Дикси”.

Источник, близкий к владельцам сети дискаунтеров, рассказал “Ведомостям”, что около года назад миноритарным акционером “Юнилэнд-Холдинга” стал частный инвестиционный фонд Cube Private Equity, получивший известность в России благодаря покупке контрольного пакета “Инвесткинопроекта”. О самом фонде почти ничего не известно, кроме того, что он собирается инвестировать “в те секторы российской экономики, которые сейчас не развиты”. Гендиректор Cube Кристофер Ван Рит и вице-президент “Юнилэнда” Федор Рыбасов вчера отказались комментировать сделку. Но бывший высокопоставленный менеджер “Инвесткинопроекта” подтвердил, что совладельцем “Юнилэнда” стал Cube Private Equity. Контроль над компанией, по его словам, сохраняет Олег Леонов. С Леоновым вчера связаться не удалось, но ранее глава “Юнилэнда” отказался от любого интервью, пояснив, что “ничего не будет рассказывать своим конкурентам”.

Точный размер и стоимость приобретенного пакета стороны не раскрывают. Но в 2002 г., когда “Юнилэнд” начал поиск инвестора, руководитель одного из подразделений холдинга утверждал, что руководство “Юнилэнда” намерено продать блокирующий пакет своих акций (25% плюс одна акция) за $30–35 млн. Собеседник “Ведомостей” из “Юнилэнда” признавался, что переговоры велись с тремя потенциальными инвесторами – западным и отечественным инвестиционными фондами и еще одной крупной российской сырьевой структурой.

После притока дополнительного финансирования планы “Дикси” стали заметно смелее. В Питере сеть собирается довести число магазинов до 100 в течение полутора-двух лет. Сейчас в городе работает около 50 дискаунтеров “Дикси”. Для сравнения: лидер региона – “Пятерочка” управляет более чем 130 магазинами в Петербурге. В апреле этого года администрация Московской области объявила, что в 2005–2008 гг. в регионе планируется открыть порядка 100 магазинов “Дикси” (на начало 2005 г. в области работало 34 дискаунтера). Сопоставимые планы на Московскую область есть только у столичной сети “Копейка”.

Глава девелоперской компании Hyperestate Олег Пронин, подбирающий для “Дикси” небольшие участки по 0,2 га в Санкт-Петербурге, считает, что в 2005 г. оборот всего оптово-розничного бизнеса “Юнилэнда” вплотную приблизится к $1 млрд. “На оптовую торговлю “Юнилэнда” сейчас приходится не более $100 млн, – считает Пронин. – Рост оборота в 2005 г. частично произойдет за счет развития мелкооптовых центров “Мегамарт” в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени, которые обеспечат еще более $200 млн”.