Партия будущего в прошлом


Решение аннулировать регистрацию ВКПБ Минюст принял 28 июля, но саму партию об этом еще не проинформировал. Как рассказала “Ведомостям” начальник отдела регистрации политических партий регистрационной службы Минюста Галина Фокина, руководители партии в положенные сроки не смогли отчитаться о создании 45 региональных отделений, как требует закон. “Вместо 45 копий [свидетельств о госрегистрации региональных отделений] к нам поступило 32”, – сообщила Фокина.

Председатель партии, ивановский губернатор Владимир Тихонов о лишении регистрации узнал от корреспондента “Ведомостей”. Он отказался комментировать причины отказа, предположив, что это произошло по вине чиновников. Он оценил численность партии в 54 000 членов.

В партии винят чиновников в регионах, произвольно трактующих нормы закона о партиях. “Во Владимире чиновники уклонились от регистрации. Мы подали заявку в мае, но до сих пор нет ни решения, ни хотя бы отказа. В Челябинской, Липецкой, Воронежской областях оказалось, что паспортные данные партийцев не соответствуют реальному месту жительства. Выяснение затянулось. В Ленинградской области нас завернули после получения непрошитого протокола общего собрания”, – перечисляет причины отказов секретарь ЦК ВКПБ, уполномоченный по правовым вопросам Виталий Константинов.

Но в Минюсте претензии партийцев называют надуманными. “Представители даже крупных партий халатно подходят к документации. “Родина” невовремя сдала отчетность. Некоторые пытаются сдать мятые, неразборчивые записи”, – сетует на условиях анонимности сотрудник ФРС. Он предположил, что в 2005 г. возможна ликвидация только Консервативной партии России [бывшая Консервативная партия Льва Убожко], поскольку вопрос о ее закрытии рассматривается в суде. По мнению представителя ФРС, ликвидировать партии начнут в 2006 г., “когда большая часть из действующих не смогут набрать 50 000 членов”.

Новые правила приведут к ликвидации большинства из существующих мелких партий, полагает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. С этим согласен первый заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Он выделяет десяток партий, которым не грозит ликвидация в 2006 г.: “Помимо “думских” партий [“Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, “Родина”] федеральными партиями с сетевой структурой численностью 50 000 могут считаться СПС, “Яблоко”, Аграрная партия России, Партия пенсионеров, Партия жизни, Народная партия. Кроме этих партий, считает политолог Станислав Белковский, оставят “технические величины, которые будут ликвидироваться по мере выполнения стратегических задач. ВКПБ их выполнила: расколом и уходом части оппозиции Зюганову показала, что КПРФ – не монолит. Электоральным потенциалом ВКПБ не обладает”.

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков еще в прошлом году целью реформы называл создание в России “нескольких крупных партий”. Сами по себе мелкие партии не опасны для власти, размышляет гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Но эти политструктуры могут использовать в своих целях потенциальные конкуренты, например, ДПР может возглавить экс-премьер Михаил Касьянов. Кремлю это не понравится.

По мнению Белковского, по мере уменьшения числа зарегистрированных партий реализуется стратегия президентской администрации: максимальная поддержка на парламентских выборах 2007 г. лояльных власти ЕР и ЛДПР. Первой – как условно правой, второй – как условно левой. А для этого надо, чтобы у электората осталось меньше соблазна в виде мелких левоцентристских и правоцентристских политструктур. “Несколько мелких партий Кремль оставит для выполнения тактических политтехнологических задач: Социал-демократическую, чтобы не дать рогозинской “Родине” вступить в Социалистический интернационал, “Патриотов России”, чтобы свою патриотическую не зарегистрировал Глазьев”, – полагает эксперт.