Проверенные рецепты


Зальцбург летом – это три в одном: отдых, история, искусство. Камерный город с утонченными пропорциями и крепостью, вознесенной над городом на 119 м, окрестности – воплощение земного рая и высокая концентрация искусства на малой территории. Вызывает удивление, как можно без всякой суеты собрать всех на одной улице и, распределив публику по разным залам, показать самое лучшее в академической музыке.

Впрочем, Salzburger Festspiele – это не только опера и концерты, но и драма, визиткой которой со дня рождения является Jedermann (“Каждый”) Гуго фон Гофмансталя на площади перед Домским собором. Но драматическую часть с ее шестью постановками, чтениями Эльфриды Елинек, молодежными проектами и прочим все же перевешивает музыкальная.

Особенно впечатляет список оркестров и дирижеров. Венский филармонический, официальный оркестр фестиваля, выступает с пятью программами, которыми дирижируют Кристиан Тилеман (солист Томас Хэмпсон), Даниэль Гатти (солистка Карита Маттила), Риккардо Мути (с музыкой Бетховена и Брамса), Валерий Гергиев (с Рахманиновым и Римским-Корсаковым) и Николаус Арнонкур (с фирменным Брукнером). Два концерта с Саймоном Рэттлом дает Берлинский филармонический, по одному – Немецкий симфонический (Берлин) с Кентом Нагано, Королевский Концертгебау (Амстердам) с Марисом Янсонсом (Шестая симфония Малера), Штаатскапелла Саксонии (Дрезден) с Эса-Пекка Салоненом и Симфонический оркестр радио (Вена) с Бертраном де Бийи.

Другой топ-список образуют сольные концерты в Большом Фестшпильхаусе: пианисты Аркадий Володось, Альфред Брендель, Андраш Шифф, Ланг Ланг, Иво Погорелич и Маурицио Поллини. Кроме них в главный зал Зальцбурга допущена только Чечилия Бартоли, которая своим колоратурным меццо будет одушевлять музыку XIX в. (Шуберт, Бетховен, Бизе).

Главное блюдо Зальцбурга – оперная программа, открывшаяся “Отмеченными” Франца Шрекера. Произведение о “развале Германии и закате нашей культуры” (Шрекер) после мировой премьеры в 1918 г. шло на всех важных сценах Европы, а в эпоху нацизма было вычеркнуто из жизни вместе с его автором, скончавшимся в 1934-м от инфаркта, через год после увольнения с поста директора Высшей музыкальной школы в Берлине.

Партитура с ее 33 сольными партиями и огромного состава оркестром (Шрекера называли единственным достойным последователем Рихарда Вагнера) возродилась в Зальцбурге под управлением Кента Нагано. Важнейшую для австро-немецкой культуры тему – страстное желание красоты и ее гибель – воплотили, с характерными для современного европейского театра акцентами на ужасном, режиссер Николаус Ленхофф и сценограф Раймунд Бауер. Хор, одетый в костюмы знаменитых масок венецианского карнавала, помещен в каменные аркады, обрамляющие сцену Фельзенрайтшуле (бывшая школа скалолазания), а солисты обитают на обломках огромной поверженной статуи.

Последний раз “Отмеченные” пройдут 7 августа, и в этот же день состоится премьера “Травиаты”. Но приманка здесь не постановка (видный немецкий режиссер Вилли Декер), как это было в эпоху предыдущего интенданта фестиваля Жерара Мортье. У сегодняшнего руководителя SF – композитора Петера Ружички – ставка на популярные названия и звезд вокала. “Травиата”, по сути, бенефис Анны Нетребко, которая с 2002 г. (дебют в роли Донны Анны в “Дон Жуане” Мартина Кушея) – лицо Salzburger Festspiele.

“Травиата” в Большом Фестшпильхаусе – это ажиотаж, символизируемый категоричным немецким словом ausverkauft (“распродано”). Но это не конец – программа удовлетворит даже тех, кто соберется сюда в последний момент. Еще остались самые дорогие билеты на “Отмеченных” (200–330 евро) и кое-что на Моцарта – “Волшебная флейта” раскуплена, зато в наличии хорошие места на “Так поступают все женщины” с замечательным молодым дирижером Филиппом Жорданом и “Митридата, царя Понта” с Марком Минковским.