Россия продает золотую жилу

Если китайцы не поспешат с переговорами, портовые терминалы в Санкт-Петербурге им опять не достанутся/ А. Беленький

О переговорах с гонконгской Hutchison “Ведомостям” рассказали несколько участников рынка и чиновник Минтранса. Факт переговоров подтвердили два близких к НКК источника и топ-менеджер “Северстальтранса”. По словам одного из них, переговоры начались еще весной этого года. А чиновник добавляет, что интерес Hutchison высок. Гонконгцы всерьез рассчитывают на долю в российских портах, а Минтранс – на их инвестиции, добавляет он.

Три года назад Hutchison уже пыталась приобрести в России портовые активы. Вместе с “Альфа-Эко” они вели переговоры с тем же Южилиным о покупке Морского порта Санкт-Петербург. Но тогда им дорогу перешел владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин, который “оказался быстрее” и приобрел порт за $140 млн, вспоминает один из переговорщиков.

Представители НКК и Hutchison Port Holdings комментировать информацию о переговорах отказались. В “Северстальтрансе” и First Quantum только заявили, что пока не планируют продавать “свои доли”. Но близкий к НКК источник уточняет, что если с Hutchison удастся договориться, то владельцы компании скорее всего увеличат ее капитал в пользу иностранных партнеров, “одновременно размыв свои пакеты”. Об этом же говорит и один из участников рынка. А топ-менеджер “Северстальтранса” добавляет, что пока переговоры на самом зачаточном уровне и не вышли “на соответствующий формат”. Поэтому говорить о том, какую долю могут получить гонконгцы, пока рано, замечает собеседник “Ведомостей”.

В любом случае на миноритарный пакет Hutchison вряд ли согласится, считает глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Однако и упускать такой актив, как НКК, гонконгцы не захотят, уверен совладелец Московского речного пароходства Роман Троценко. “НКК справедливо можно назвать самым перспективным игроком на рынке”, – замечает Троценко. А аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов добавляет, что НКК еще и самый крупный оператор в стране. Суммарный грузооборот российских контейнерных терминалов составляет около 2,5 млн TEU. План НКК на этот год – более 800 000 TEU, напоминает Морозов.

Если сделка получится, НКК идеально впишется в стратегию китайских транспортников, замечает Морозов. Сейчас у них задача номер один – перевести грузопотоки в Европу с морского пути вокруг Африки на железные дороги России, объясняет аналитик. Для нашей страны это станет “золотой жилой” – азиатский транзит может составить миллиарды долларов.

Впрочем, на скорый результат эксперты не рассчитывают. “Меньше года переговоры с китайцами не занимают, такой уж менталитет”, – смеется один из транспортников. А близкий к НКК источник добавляет, что к компании присматриваются и другие мировые операторы. Так что и здесь Hutchison могут обойти, и компания повторит печальный опыт своих соотечественников.

Дать точную оценку НКК эксперты затрудняются: компания не раскрывает своих финансовых показателей. Но из расчета грузооборота и большого потенциала роста она может стоить $250–350 млн, считает Морозов. С этим согласны и два участника рынка, оценивающие бизнес НКК на уровне $300 млн.

Китай вступил в борьбу за российские активы еще в 2002 г., но пока так ничего существенного и не получил, замечает Лев Сныков из FIM Securities. Правда, до сих пор КНР проигрывала по политическим причинам. Это и приватизация “Славнефти”, где китайцев обошли “Сибнефть” с ТНК, и продажа “Стимула”, которую оспорил “Газпром”. КНР хотела поучаствовать и в распродаже активов “ЮКОСа”. Но больше, чем финансовая поддержка “Роснефти”, которая купила “Юганскнефтегаз” на китайские кредиты, КНР не позволили, добавляет Сныков. На этот раз власти заинтересованы в прямых инвестициях, заключает чиновник Минтранса.