Жилью не дают дешеветь


Год назад Госдума приняла пакет из 28 законов, призванных сделать цены на жилье доступными. С нового года начали действовать налоговые поправки, а с 1 апреля – закон об участии в долевом строительстве, который должен был защитить покупателей квартир от возможных злоупотреблений. В итоге купить жилье стало значительно сложнее – за последние три месяца в Москве не было заключено ни одного договора о долевом участии. Застройщикам требования нового закона показались слишком жесткими или вовсе невыполнимыми, поэтому они пустились изобретать обходные схемы, предлагая покупателям жилья векселя и другие экзотические расписки, где о квартирах нет и речи.

Попутно выяснилось, что проблемы для предпринимателей создают и налоговые новации. До их вступления в силу прямые договоры с покупателями жилья в строящихся домах считались инвестиционными, а по статье 39 НК инвестиционные вклады налогом не облагаются. Но договор о долевом участии в строительстве – это договор об оказании услуг, поэтому гражданин, покупая строящуюся квартиру, по сути платит аванс за услугу по строительству. А такая операция уже должна облагаться НДС, объясняет партнер московской коллегии адвокатов “ФБК-Право” Юрий Воробьев. Со всей суммы придется платить налог и в том случае, когда продажа квартир осуществляется по договорам реализации имущественных прав, отмечает Сергей Лядов, пресс-секретарь компании “Сити – ХХI век”. “Это значит, что застройщикам придется увеличить цену квартир на 18%, включив в нее НДС”, – резюмирует Надежда Косарева из Института экономики города.

Чтобы исправить ситуацию, Минфин 12 июля выпустил разъяснительное письмо, текст которого имеется в распоряжении “Ведомостей”. В нем замминистра Сергей Шаталов пишет, что налог надо платить лишь с разницы между расходами на строительство и ценой квартиры, т. е. с платы за услуги застройщика (организации, которая владеет или арендует земельный участок и привлекает деньги участников долевого строительства).

Это решает проблему только частично, уверена директор компании “Траст-Аудит” Юлия Репникова, которая консультирует строительные компании. “Письмо противоречит тому, что написано в Налоговом кодексе”, – объясняет Воробьев. Минфин предложил “хорошую интерпретацию”, но “что такое частное разъяснение по сравнению с законом и где гарантия, что конкретная налоговая инспекция примет это письмо во внимание”, добавляет Репникова.

К тому же, если застройщик сам провел хотя бы часть строительных работ, он должен платить налог уже со всей суммы, которую получил от покупателя квартиры, а не с разницы, говорится в письме. “Это сделано для того, чтобы застройщик потом мог полностью зачесть уплаченный НДС”, – объясняет чиновник Минфина. Но на практике получить зачет совсем непросто, напоминает бухгалтер крупной строительной компании. Например, для удешевления строительства бизнесмены часто привлекают подрядчиков, которые используют упрощенную систему налогообложения, а значит, не являются плательщиками НДС. Поэтому и уплаченные этим подрядчикам суммы потом нельзя заявить к вычету. Даже там, где нет подобных препятствий, на получение зачета уходит много времени – по закону операция проводится только после окончания всего строительства. До этого, чтобы не отвлекать оборотные средства, застройщикам нужно занимать недостающую сумму в банке, а дополнительные расходы перекладывать на покупателей жилья, говорит Косарева. С нового года, правда, должны вступить в силу поправки, по которым налог будут зачитывать сразу.

До этого новых издержек тоже можно избежать, говорят консультанты: достаточно создать “промежуточное” юрлицо, которое будет принимать деньги от дольщиков и отдавать генподрядчику. “Но это неправильно, что законодатели вынуждают участников рынка создавать какие-то серые схемы”, – считает Репникова.