Без лишних слов


Если амбициозному руководителю не нравится, как проходит совещание, то он берет инициативу в свои руки: меняет повестку дня по своему усмотрению, говорит о том, что с его точки зрения наиболее важно. Во время встреч, заседаний и совещаний руководители яростно отстаивают свою точку зрения, убеждают противника в своей правоте. Чтобы убедить оппонента, все средства хороши: и логическая беседа, и остроумная шутка, и решительный взгляд. Удачливые бизнесмены используют эти приемы, чтобы получить очередной заказ или добиться утверждения бюджета. Но если на компанию подали в суд, а адвокаты другой стороны вызвали руководителя для дачи показаний, то привычные методы убеждения часто теряют смысл.

И неожиданно для себя вчерашние храбрецы начинают бормотать что-то в свое оправдание. В течение долгих часов они вынуждены отвечать на самые, казалось бы, неуместные и абсурдные вопросы. Если они пытаются спорить, шутить или угрожать, то каждое слово, произнесенное ими, может быть вырвано из контекста и ухудшить и без того непростое положение компании.

Отечественные юристы полагают, что правовая культура в России еще не сложилась. Многие люди просто не знают правил поведения в суде. “Если менеджер не юрист, то зачастую он ведет себя в суде совершенно неадекватно, – говорит Валерий Шахов, адвокат из адвокатской палаты Москвы. – Разбирательство идет на уровне базара, стороны кричат друг на друга, судья тоже ввязывается в скандал”. Оказавшись в суде, россияне часто впадают в ступор, краснеют, бледнеют и не знают, что говорить, добавляет к этому Евгений Тимофеев, управляющий партнер юридической компании Timothy’s Legal. По мнению Тимофеева, человек должен идти в суд с правильным настроем и не бояться судей.

Чтобы выжить во время судебного разбирательства, адвокаты и руководители советуют помнить четыре ключевых принципа. Во-первых, отвечать на вопросы коротко и по существу, не говорить о том, о чем не спрашивали. Во-вторых, тщательно подготовиться к выступлению. В-третьих, сохранять спокойствие и говорить правду. И, наконец, хорошо изучить стратегию защиты своей компании.

Первая задача адвоката – объяснить руководителям, что суд мало похож на очередное заседание, на котором нужно атаковать и побеждать, говорит Вернон Хартлайн, партнер юридической компании Hartline, Dacus, Barger, Dreyer & Kern. “Ничто из того, что вы скажете или сделаете, не решит дело немедленно”, – объясняет Хартлайн.

Поэтому адвокаты рекомендуют своим клиентам говорить на слушаниях как можно меньше. Например, Лон Алан еще несколько лет назад предлагал своим клиентам своеобразное пари: “Если вы пройдете через слушания, произнеся не более 150 слов, то я угощу вас обедом. Если вы скажете больше, то обед для нас двоих покупаете вы”. Последнее время Алан работал директором нескольких небольших компаний. “Когда меня вызывали для дачи показаний, я буквально заставлял себя держать язык за зубами. У всех нас есть психологическая потребность объяснять сказанное. Но этого нужно избегать. Чем больше вы расскажете, тем больше вопросов вам зададут”, – говорит он.

Нужно отвечать только на заданные вопросы и не рассказывать сказки, советует Генрих Падва, управляющий партнер адвокатского бюро “Падва и партнеры” и гендиректор совместного предприятия “Международные адвокаты”. “По-другому можно себя вести только в случае, если ваш адвокат специально посоветовал вам выбрать определенную линию поведения”, – добавляет Евгений Тимофеев из Timothy’s Legal. Бывает, что человек начинает приводить множество не относящихся к делу фактов. В таких случаях приходится его останавливать. Иначе он всех запутает, замечает Сергей Савсерис, старший юрист юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”.

Следует избегать двусмысленных фраз, считает специалист по набору персонала Валери Фредериксон. Во время дачи показаний она рекомендует пользоваться возможностью объявить перерыв (это разрешается). Пауза особенно поможет тем, кто почувствовал, что начинает злиться и теряет терпение. “Однажды мне пришлось давать показания вскоре после операции на колене, – вспоминает Валери. – И каждый раз, когда мне задавали сложный вопрос, моя нога начинала болеть так сильно, что я не могла продолжать”.

Чтобы избежать неловких ситуаций, юристы советуют менеджерам оставлять все эмоции за порогом зала суда. “Эмоции чаще всего выражаются в том, что человек либо замолкает и из него слова лишнего не вытянешь, либо он начинает слишком много говорить и запутывает дело”, – говорит Савсерис. С ним согласен Тимофеев из Timothy’s Legal. С его точки зрения, “ни при каких условиях не надо взывать к справедливости суда и говорить, что все куплено”. Такие заявления спровоцируют негативную реакцию судьи.

К выступлению на суде необходимо тщательно готовиться. В некоторых случаях адвокат Барбара Мозес устраивает репетиции слушания, а затем показывает руководителям видеозапись. “Обычно это действует, – говорит она. – Они понимают, что плохо держатся на слушаниях, и начинают усиленно тренироваться”.

Представитель компании должен иметь хотя бы начальную юридическую подготовку. Если таковой у него нет, то лучше обратиться за помощью к специалистам, предостерегает Валерий Шахов. Нужно хорошо понимать, что исход судебного разбирательства во многом зависит от того, как были подготовлены судебные документы, отмечает Савсерис.

Не менее полезно подстроить доклад под психологический тип судьи, рекомендует Савсерис и выделяет три психологических типа. Первые ценят схематичное изложение, вторые любят четкую структуру доклада, третьи лучше воспринимают сказанное на слух и высоко ставят хорошее устное изложение темы, утверждает он. (Использованы материалы WSJ.)