Discovery починят на лету


Астронавт Стивен Робинсон сегодня во время выхода в открытый космос попытается удалить выступившие наружу фрагменты наполнителя из керамического волокна в нижней части шаттла. Именно “брюхо” шаттла принимает на себя основной удар и нагревается больше всего при вхождении в плотные слои атмосферы, и поэтому его поверхность покрывают термостойкой плиткой, а зазоры между плитками заполняют материалом из керамического волокна.

О планах провести ремонт Discovery прямо на орбите вчера рассказал помощник руководителя программы шаттлов NASA Уэйн Хейл. По его словам, наполнитель выступил на пару сантиметров в двух местах на “брюхе челнока”. “Есть большая степень неопределенности (как себя поведет волокно при вхождении в атмосферу. – “Ведомости”), потому что никто не умеет хорошо просчитывать аэродинамику на этих высотах и этих скоростях”, – заявил Хейл. В феврале 2003 г. из-за перегрева бреши в покрытии на крыле при прохождении плотных слоев атмосферы взорвался шаттл Columbia. Тогда брешь в крыле пробил после старта кусок термозащитного покрытия внешнего топливного бака. После трагедии Columbia в NASA были озабочены прежде всего проблемой защиты от фрагментов покрытия топливного бака, на решение которой ушло два года и $1,4 млрд. А наполнитель щелей не был на первых местах на повестке до полета Discovery, признает представитель управления полетом шаттла Фил Энгелауф.

Как пояснил “Ведомостям” источник в NASA, наполнитель вылезал наружу и во время предыдущих полетов космических челноков, но на этот раз он выступает “немного больше нормы”. Он рассказал, что сейчас NASA планирует провести отстыковку Discovery от МКС в субботу, а посадку шаттла – в понедельник.

Операция по ремонту Discovery проводится на публику, считает член-корреспондент Академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. “Шаттл рассчитан на подобные нагрузки и успешно сядет, – говорит эксперт, – но операцию проводят для конгресса и обывателей, напуганных сообщениями о проблемах Discovery”. Он связывает ажиотаж вокруг Discovery с пристальным вниманием, которое привлек первый старт шаттла со времен трагедии Columbia. “За последним стартом следило больше 70 видеокамер, а раньше – всего три или четыре, которые не могли дать полную картину происходящего, – напомнил Железняков. – Такие же, как у Discovery, повреждения были и раньше, шаттл на них рассчитан”.