Итальянцы приплывут в Россию


Российский рынок речных нефтеперевозок стагнирует. В 2004 г. речные пароходства перевезли в общей сложности около 17 млн т нефтеналивных грузов. И это был их предел, отмечает президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов. “Если семь лет назад еще был дефицит речного транспорта, то сегодня рынок переполнен и проблемы, наоборот, уже есть с грузом”, – сетует он. Но его мнение, похоже, разделяют не все транспортники, особенно за пределами нашей страны.

Вчера Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил о том, что готовится выделить до $80 млн итальянскому пароходству Pietro Barbaro River Shipping Company. Средства, как сообщил банк, должны пойти на покупку нового флота компании, который будет использоваться на перевозках нефти и нефтепродуктов по рекам России. Всего компания рассчитывает закупить восемь танкеров и пять барж, а общие вложения в российский проект оценивает в $103 млн, говорится в сообщении банка. ЕБРР для пополнения флота может выделить итальянцам $72 млн, а оставшиеся $8 млн – внести в уставный капитал перевозчика. Но окончательное решение по кредиту будет принято советом директоров ЕБРР 6 сентября, заключает банк.

В Pietro Barbaro от комментариев вчера воздержались. А для российских речников новость об итальянцах оказалась настоящим сюрпризом. “На наших реках еще никогда не было иностранцев”, – замечает вице-президент крупнейшего речного пароходства “Волготанкер” Андрей Клейменов. “Рынок переполнен, грузопотоки снижаются, ни о каком новом игроке речи быть не может”, – вторит ему Петр Разумов, гендиректор второго по величине речного нефтеперевозчика “Вижн-Флот”. “Для иностранцев наш рынок слишком сложен”, – уверен он.

О Pietro Barbaro, по его собственному признанию, Разумов никогда не слышал. Не смогли припомнить такого пароходства и Смирнов с Клейменовым. “Итальянцы вообще никогда не были особо известны как судовладельцы – больше как брокеры по фрахту”, – объясняет вице-президент и совладелец Palmali Shipping Гаврил Слепцов.

Впрочем, аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов допускает, что Pietro Barbaro сможет подвинуть российские пароходства. “Речные перевозки все еще дешевле железнодорожных, а итальянцы могут выиграть, предоставляя лучшие услуги грузоотправителям”, – замечает он. Смирнов согласен, что речники стабильно держат ставки на 8–10% ниже железнодорожных операторов. “Но это вынужденная мера – чтобы не потерять грузопотоки, – добавляет он. – Поэтому вряд ли Pietro Barbaro согласится работать с нашей рентабельностью”. А Слепцов считает, что у итальянцев есть шанс, только если они смогут договориться с транзитными грузоперевозчиками из Средней Азии – Казахстана, Туркменистана и проч.