Неэкономное обновление


По словам аналитика MRG Эльдара Муртазина, российский сотовый рынок уже порядком насытился, что вызвало перемены в продажах и телефонных аппаратов – основным потребителем становится абонент, который по каким-то причинам решил сменить трубку. По оценкам Муртазина, в первом полугодии 2005 г. 58% телефонов куплено на замену, тогда как в 2004 г. таких было только 40%, а к концу года он прогнозирует рост “замещающих продаж” до 65%. В “Евросети” примерно те же подсчеты – по их мнению, доля телефонов, предназначенных на замену, в прошлом полугодии составила 59%. Аналитик IDC Саймон Беккер лишь отмечает, что этот рынок растет и будет расти, но не берется его посчитать.

“Каждый третий россиянин уже имеет сотовый телефон, поэтому нет ничего удивительного в такой тенденции”, – отмечает пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков. В то же время, по его подсчетам, в Москве и Санкт-Петербурге объем рынка телефонов на замену зашкаливает, достигнув уже 85%, в регионах он тоже немаленький – 35–40%. Примерно те же оценки у “Техмаркета”: в Москве – 80%, в регионах – 30–40%.

Муртазин указывает, что производителям телефонов приходится подстраиваться под более разборчивого покупателя, оказывающего большое внимание внешнему виду телефона и его функциональному содержанию. Манджиков также добавляет, что россияне готовы переплачивать за дизайн и стиль и производители “с радостью идут навстречу”, делая ставку на имиджевую составляющую. В “Евросети” заметили, что, например, доля продаж телефонов с фотокамерами выросла с 20% до 30% и только 18% абонентов интересуются монохромными дисплеями.

Итогом роста рынка замещения стал рост цен. Средняя цена на телефон выросла, по разным оценкам экспертов, до $154–158. По данным MRG, в 2004 г. средняя цена телефона составляла $146, а годом ранее – $124. Руководитель по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева говорит, что в крупных городах средняя цена телефона держится уже на отметке $200. По ее словам, абоненты переключаются на телефоны средней и высокой ценовой категории. Например, популярность на рынке заслужили модели Motorola V3 Razr и Samsung D500 по цене примерно $400. Первый в основном заинтересовал плоским дизайном, а второй – встроенной памятью, Bluetooth и MP3. Над выпуском моделей с теми и другими популярными характеристиками активно работает Nokia.

“Абонент, реализовав потребность в коммуникации, идет дальше и хочет подчеркнуть свою индивидуальность”, – говорит Дмитрий Кузнецов, менеджер отдела телекоммуникаций Samsung в России. Он отметил, что Samsung изначально ориентировался на дорогой сегмент рынка и сейчас почувствовал отдачу – рост оборота. По словам координатора Nokia по связям с общественностью Сергея Сидорова, его компания считает себя законодателем моды на телефоны для абонента, который хочет закрепить имидж состоявшегося человека, и довольна развитием продаж дорогих моделей, а также fashion collection. Цены на ее основные имиджевые модели колеблются от $250 до $500, а одной из популярных по дизайну моделей стала Nokia 7280, у которой вместо клавиатуры была одна кнопка.