НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Утечка знаний


Читателям, открывшим книгу Шейна Скотта “В поисках плодородной почвы”, не помешает вспомнить совет, который знаменитый английский автор Чарльз Хэнди когда-то давал начинающим предпринимателям: не старайтесь сделать лучше, старайтесь сделать по-другому. Книга Скотта написана на базе курсов лекций по предпринимательству Массачусетского технологического института и Университета Мэриленд и посвящена тому, как “организовать новое дело, шансы которого на получение общественного признания достаточно высоки или которое способно превратиться в крупное частное предприятие”.

Чтобы ответить на вопрос, почему такая тема оказалась востребованной именно в Америке, следует обратиться к статистике. Скотт отмечает, что ежегодно примерно 4% трудоспособного населения США участвует в создании новых компаний – “этот показатель превышает число людей, которые вступают в брак или заводят ребенка”! Так что целевая аудитория книги велика, тем более что автор утверждает: именно он дает предпринимателям “инструменты, необходимые для определения единственно верной концепции бизнеса, которая в нужный момент использовала бы самую выгодную возможность”.

Важное авторское уточнение связано со словом “технологии”. Скотт особо подчеркивает, что не ограничивается исключительно отраслью ИТ. Его определение этого термина гораздо шире: “это совокупность знаний, позволяющая создавать новые продукты, использовать новые рынки, внедрять новые методы организации, применять новое сырье или задействовать новые процессы для удовлетворения потребностей клиентов”. И все же книга нацелена в первую очередь на передовые, наукоемкие отрасли.

Не менее важна, по мнению автора, проблема выявления места, где возникают инновации. Некоторые отрасли, например производство полупроводников, способствуют созданию инноваций коммерческими компаниями, их поставщиками и клиентами. В других отраслях, таких как производство сверхпроводников, большее число находок и открытий приходится на долю дополнительных организаций – например, университетов и научно-исследовательских институтов.

Занятно, что такие организации, как правило, менее обеспокоены утечкой ценных сведений к конкурентам. Например, в компании Intel менеджеры заставляют работников подписывать соглашения, запрещающие сотрудничество с конкурентами, и ограничивают доступ в исследовательские лаборатории, чтобы ценные знания не вышли за пределы организации. В свою очередь, старшие администраторы университетов, таких как Массачусетский технологический институт, поддерживают совместную работу лабораторий и обмен научными трудами на межотраслевых совещаниях, чтобы стимулировать распространение знаний, отмечает Скотт.

Вот и из этой книги внимательный читатель волен забрать столько знаний об открытии нового дела, сколько угодно. Остальные пусть хоть изредка вспоминают слова Бенджамина Франклина о том, что лень делает всякое дело трудным.