Путин допустил оговорку


Во время пресс-конференции по итогам визита финские журналисты вынудили Путина отвечать на вопрос, далекий от двусторонней проблематики. Один из журналистов поинтересовался, не хочет ли он остаться президентом в 2008 г. “Может быть, я и хотел бы, – ответил Путин, – но Конституция страны не позволяет этого сделать. Я считаю, что для нас сегодня в России важнейшей является стабильность, которая может быть достигнута только на основе действующего законодательства и на основе соблюдения конституционных положений... До 2008 г. еще достаточно времени. Уверен, что многое предстоит сделать, в том числе и с финским руководством”.

“В заявлении Путина нет ничего нового, хотя он и допустил вероятность того, что хотел бы сохранить президентский пост, – уверен источник в администрации президента. – Президент лишь очередной раз подтвердил, что для него главное – закон и стабильность”.

Но прежде президент никогда не допускал даже намеков на желание остаться у власти.

Психоаналитик, член Всемирного совета по психотерапии (WCP) Александр Кантор, трактуя вчерашние слова президента о третьем сроке, допускает, что Путин обозначил таким образом свое истинное желание: “Возможно, это была оговорка (парапраксия). Встречи с журналистами заставляют Путина нервничать и оговариваться – вспомните, как он перепутал “сионизм” и “антисемитизм”. Условная конструкция фразы может свидетельствовать о конфликте между желанием Я и требованием Сверх-Я. В роли последнего может выступать Конституция, общественное мнение, Запад”.

По мнению политолога Алексея Макаркина, Путин таким образом дает понять, что у него остается “запасной вариант”. Основной – по-прежнему подбор и продвижение преемника, но “вариант с преемником оказался очень сложный”: элиты не могут прийти к консенсусу по единой кандидатуре, а кроме того, “преемника еще надо раскрутить”.

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает высказывание Путина “сигналом для тех, кто видел, как разворачивается борьба в окружении президента между двумя командами”. Первая настаивает, чтобы Путин остался у власти, вторая – за преемника. В Финляндии, по мнению Маркова, президент дал “сигнал, что в этой борьбе занимает сторону второй команды”.

Эксперт “Горбачев-фонда” Андрей Рябов считает, что заявление президента “дает некоторую надежду” тем, кто настаивает на продлении его полномочий. По мнению Рябова, речь идет не о прямой правке Конституции, а об иных “институциональных решениях” – таких, как реальное создание союзного государства с Белоруссией.

Один из авторов Конституции – Виктор Шейнис допускает, что желающие продлить полномочия Путина попытаются найти лазейку во фразе, что президент не может возглавлять страну три срока подряд. Возможен, в частности, вариант с выборами “временщика”, который затем уступит место в Кремле Путину. Или законодательное разрешение снова баллотироваться прежнему лидеру страны в случае объявления выборов несостоявшимися – такую поправку в закон о выборах некоторые “единороссы” уже предлагали. “Возможны оба варианта, – говорит Шейнис. – Это противоречит духу Конституции, но не букве Конституции. При данной политической ситуации с Конституцией можно делать все, что угодно”.

Высказанное Путиным желание продлить пребывание у власти сделало визит запоминающимся, поскольку никаких других достижений нет, да и не планировалось. “Это обычный визит, и программа переговоров весьма скромная”, – предупреждал чиновник в администрации президента. С Путиным не поехали ни правительственные чиновники, ни бизнесмены.

Российско-финские отношения далеки от идеальных. Москву возмущает, что финны разрешили чеченским сепаратистам открыть сайт “Кавказцентр”, но не хотят упростить визовый режим для россиян. В Хельсинки недовольны вторжением российских самолетов в воздушное пространство Финляндии и политикой российских властей в отношении финно-угорских народов. По итогам переговоров Россия согласилась снять в ближайшее время ограничения на ввоз крупного рогатого скота из Финляндии, сказал Путин. Обсудили, по словам его финской коллеги Тарьи Халонен, сотрудничество в сфере высоких технологий и лесной промышленности. По визам договориться не удалось: нынешний порядок “работает эффективно и хорошо”, отрезала Халонен. Хельсинки согласился лишь подписать рамочное соглашение об облегчении визового режима между ЕС и Россией. А на вопрос, как Финляндия относится к ущемлению прав русскоязычного населения в странах Балтии, Халонен ответила, что тема “не будет приоритетной” во время председательствования Финляндии в ЕС во второй половине 2006 г.: “Дело не в том, что меня это не беспокоит, просто я убеждена, что этот вопрос разрешится в рабочем порядке”.

Путин признался, что во время визита предпочитал отдыхать – например, накануне переговоров с Халонен сходил с ее мужем в сауну, где они “выпили по бутылочке пива”.