Спецусловия для Volkswagen


Volkswagen уже несколько лет присматривается к России. В российском правительстве и в автоконцерне не раз называли модели, которые Volkswagen мог бы выпускать в России: от компакт-вэна Touran до легковых автомобилей Bora, Pointer и даже Skoda. Звучат и разные цифры возможного объема производства: от 50 000 до 200 000 шт. в год. Единственное, что остается неизменным в разговорах о приходе Volkswagen, – строительство им завода в подмосковном Ступине. Но до сих пор концерн так и не объявил официально о сроках строительства завода.

Однако Московская область не оставляет надежд договориться с Volkswagen. Вчера глава недавно созданного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) Юрий Жданов заявил, что Московская область подала предварительную заявку на создание промышленно-производственной зоны по сборке иномарок. “Названий автоконцернов в заявке не значится”, – пояснил он “Ведомостям”. Замминистра транспорта Московской области Норайр Блудян рассказал “Ведомостям”, что регион действительно рассчитывает организовать в Ступине ОЭЗ по сборке автомобилей на территории размером около 160 га. Этот участок правительство Московской области зарезервировало для сборочного завода Volkswagen и его сателлитов, отмечает Блудян. По его словам, немецкий автомобильный концерн в курсе инициативы подмосковных властей. Соответствующее обращение в правительство направил губернатор региона Борис Громов, говорит Блудян.

На счету Московской области уже есть обидное поражение от Санкт-Петербурга. Оба региона звали японскую Toyota строить у себя завод. В Подмосковье до последнего надеялись на победу, но японцы выбрали Северную столицу. Завод Toyota появится в Санкт-Петербурге в конце 2007 г. Его мощность на первых порах составит 50 000 автомобилей в год. Там будут собирать Camry, а инвестиции в проект объявлены на уровне $1 млрд. На этот раз Московская область проиграть не хочет. “Для нас главное – убедить Volkswagen строить завод именно под Москвой, – признает Блудян. – Поэтому мы хотим предоставить ему несколько возможностей на выбор. Пусть воспользуется той, которая ему больше подходит”.

Но такой способ привлечь Volkswagen в Россию не нравится федеральным чиновникам. “Тогда автоконцерн [Volkswagen] получит преференции, которых не было предоставлено пришедшим в Россию Ford, Renault и Toyota”, – говорит Жданов. Впрочем, решать этот вопрос будет конкурсная комиссия, а сами конкурсы начнутся в сентябре. Согласен с Ждановым и собеседник в Минэкономразвития.

Эксперты считают, что Подмосковье придумало неплохую приманку для Volkswagen. “Работая в ОЭЗ, Volkswagen получит возможность полностью беспошлинно ввозить комплектующие и оборудование”, – замечает старший менеджер по налогам Energy Consulting Константин Павлович. К тому же он сможет рассчитывать на 4%-ное снижение налога на прибыль и льготы по налогу на имущество (ставка упадет с 2,2% до 0,1%). Павлович говорит, что такой режим более выгоден, нежели специально разработанное под автопром недавнее постановление правительства, понизившее и обнулившее пошлины на автокомпоненты для промсборки. Аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов замечает, что скорость окупаемости проекта Volkswagen в таком случае могла бы сократиться сразу в два раза, если исходить из того, что его мощность составят 50 000 машин в год.

В Volkswagen от комментариев воздержались, а конкуренты завидовать немцам не спешат. Renault пока не выбрала, какой режим ей больше подходит, в Toyota свои планы не комментируют, а Ford решил продолжить работу в режиме свободного таможенного склада. “Остальные варианты нами пока не очень изучены”, – заметила PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко.