Китайцы устремились в бизнес-школы


Многие китайские гендиректора и члены правления компаний и даже высшие правительственные чиновники направили свои стопы в бизнес-школы. Список слушателей программ МВА для высших руководителей можно назвать справочником “Кто есть кто в корпоративном Китае”. Наибольшую популярность приобрели занятия без отрыва от производства и на китайском языке. В результате программы Executive MBA составляют 90% всех программ MBA, преподаваемых в Китае. К примеру, крупнейшая в мире программа Eхecutive MBA расположена в Китае. В бизнес-школе China Europe International Business School, основанной в 1994 г. в Шанхае совместно с Европейским фондом развития менеджмента и Shanghai Jiaotong University, степень Eхecutive MBA ежегодно получают 550 человек.

Чтобы предотвратить распространение некачественного образования, в 1991 г. Министерство образования Китая ввело лицензирование университетов, желающих обучать по программе МВА. Тогда лицензию получили всего девять университетов. Сегодня таких 95 – по-прежнему крошечное число по сравнению с США, где существуют тысячи различных программ. Правительственные ограничения привели к тому, что ведущие китайские бизнес-школы очень консервативны и набирают лишь ограниченное число студентов. К тому же им не хватает квалифицированных преподавателей по таким предметам, как западная экономика, стратегия и лидерство, и владеющих методом кейсов.

Но китайские бизнес-школы ищут подходы к решению этой проблемы. Во-первых, они приглашают китайских преподавателей, успевших поработать за границей, или набирают новых, получивших докторскую степень в США и Европе. Во-вторых, они посылают своих преподавателей на стажировки в ведущие бизнес-школы, особенно в США. В-третьих, они приглашают лучших преподавателей из США и Европы и учатся у них.

Пекинский университет Цинхуа в качестве своей основной задачи видит повышение квалификации преподавателей. “Сегодня более 30 человек, или около трети всех преподавателей, имеют ученые степени американских бизнес-школ, – говорит Чен Гуокинг, декан Цинхуа, сам получивший образование в Европе. – Наша внутренняя политика такова: на каждого преподавателя с докторской степенью, полученной в Китае, должно приходиться двое преподавателей, получивших степень в США”.

В последнее время наблюдается явный рост числа китайских преподавателей, работающих за границей и желающих вернуться в лучшие университеты своей страны. Многие из них уверены, что Китай – одно из наиболее интересных мест в мире для проведения исследований в области менеджмента; другие хотят способствовать развитию в стране еще молодой системы бизнес-образования.

Чанг Чун из China Europe International Business School (CEIBS) как раз такой преподаватель. Он вернулся в Китай после почти 20 лет работы в США. “Большинство новых сотрудников CEIBS – старшие преподаватели. Например, мы нанимаем много возвращающихся из-за рубежа специалистов в области финансов”, – говорит он.

Некоторые школы бизнеса, например Цинхуа или университет Фудан в Шанхае, придают большое значение отношениям с ведущими американскими бизнес-школами. Более 40 преподавателей Цинхуа по полгода изучали в школе Sloan Массачусетского технологического института (МТИ), как составлять программы и вести обучение. Еще 30 преподавателей с той же целью проходили трехмесячную стажировку в Гарварде. Преподаватели из Фудана также последние 10 лет ездят в МТИ.

Китайский бизнес быстро меняется, и это значит, что бизнес-школы должны быть предельно практичны. “Мы должны быть очень близки к реалиям китайского бизнеса”, – говорит Чен. Но все еще ощущается острая нехватка местных учебных материалов, в частности кейсов – конкретных ситуаций для разбора на занятиях. До сих пор преподаватели китайских школ бизнеса написали всего около 200 кейсов. Для сравнения: профессора одного Гарварда пишут столько же ежегодно.

Возможно, поэтому далеко не все верят в блестящее будущее китайского бизнес-образования. Майкл Фурст, декан с американской стороны программы MBA Beijing International при Пекинском университете, где работают преподаватели из 26 американских бизнес-школ, рассуждает философски: “В Китае множество организаций, которыми надо управлять… Студенты [занимающиеся по обычным китайским программам MBA] получают посредственную подготовку и еще немного подучатся в процессе работы. Но это уже лучше, чем было раньше”. (FT, 31.07.2005, Ирина Окунькова)