КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Новости как оружие


Создатель и владелец News Corp. Руперт Мердок – предводитель огромной медиаармии, силу которой испытали на себе наиболее мощные страны мира. Самая известная победа News Corp. – это приведение к власти в Великобритании лейбористов во главе с Тони Блэром. Лейбористы в уплату тут же сняли ограничения на владение иностранцами медиаактивами и позволили совмещать владение печатными и электронными СМИ.

Менее известна роль News Corp. в иракском кризисе. Когда только зашла речь о войне против Саддама, входящие в News Corp. СМИ включились в безудержную агитацию за вторжение в Ирак. Фирменным рекламным слоганом кампании служили слова предводителя Мердока: “Лучшее, что может услышать мировая экономика, – $20 за баррель. Это важней любых налоговых послаблений”. И Саддам был завоеван.

Американские противники бушевского режима полагают, что Джордж Буш, в особенности в своей второй версии, такой же продукт News Corp., как и Тони Блэр. А предводитель Мердок говорит о Буше так: “Он или останется в истории как величайший президент, или рухнет и сгорит. Я оптимист и оцениваю его шансы как 2:1”.

Может, поэтому News Corp. позволено иметь деловые интересы на Кубе, находящейся под американским эмбарго, и держать активы в офшорах на Каймановых островах? News Corp. как-то раз умудрилась безнаказанно показать эффективную ставку налога на прибыль в 6%, в то время как в США, Великобритании и Австралии она выше 30%.

News Corp. вообще прекрасно ладит с любыми властями, хотя Мердок и говорит о себе как о борце за демократию и антикоммунисте. Но когда News Corp. запускала в Китае спутниковый канал, жертвой пал и последний британский губернатор Крис Пэттен: с ним был расторгнут контракт на мемуары, поскольку в них содержалась критика китайского режима. А запустив канал, News Corp. выгнала с него Би-би-си, стоило той дать в эфир серию репортажей о нарушении прав человека в КНР. Председатель КНР Цзян Цзэминь в 1998 г. особо похвалил “объективность” телеканалов и газет News Corp.

Приход такого медиабизнеса в Россию – крупное политическое событие. И не важно, что News Corp. начинает с такой малости, как блокпакет дециметрового канала. В некоторые страны News Corp. влезала и через более узкие щели, как, например, в Германии, – через женский канал, который потом купил права на футбольные матчи и сделался бесконечно популярным.

Предводитель Мердок говорит: “Мир очень быстро меняется. Большое теперь не сильней маленького. Теперь быстрое сильней медленного”. И еще он говорит: “Я – катализатор перемен”. Остается только понять, на кого News Corp. сделает ставку, кого сочтет более полезным для развития своего бизнеса.

Судя по примеру США и КНР, на действующую власть. Вопрос в том, достойна ли... или даже соразмерима ли сегодняшняя российская оппозиция калибру News Corp.