Либеральный, но республиканец


Легендарный актер и режиссер Деннис Хоппер, создатель одной из главных картин эпохи контркультуры – “Беспечный ездок”, представитель голливудского поколения “секса, наркотиков и рок-н-ролла”, снялся более чем в 150 картинах. От эпохальных, как тот же “Ездок”, “Апокалипсис сегодня”, “Голубой бархат”, – до знаменитых коммерческих (“Скорость”, “Водный мир” и др.). Недавно он подтвердил свой артистический радикализм (который не вполне совпадает с его нынешними политическими взглядами), озвучив закадровый текст в документальном фильме о съемках и судьбе культовой порноленты 70-х “В глубокой глотке”. Играть отрицательные роли Хопперу не в новинку, но сниматься в таких ужастиках, как “Земля мертвых”, ему еще не приходилось.

– Вы не первый раз играете негодяя. В “Голубом бархате” Дэвида Линча у вас тоже была монструозная роль.

– Разница все-таки в том, что мой персонаж из “Земли мертвых” сам не считает себя плохим человеком. Хотя он и убийца, но уверен, что люди ему обязаны и он достоин быть хозяином города. Ведь именно он выстроил систему обороны города от зомби, оплатил ее, гордится, что в новых условиях придумал новый тип развлечений для людей. Другое дело, он смешон в уверенности, что установленный им порядок будет существовать вечно. Когда зомби все-таки врываются в город, первая его реакция – даже не ужас, а “это неправильно, это нечестно”. Словно бы деловые партнеры нарушили соглашение. И когда все уже катится в тартарары, он прежде всего пытается спасти доллары. Хотя именно доллары, если вся система обрушится, станут самой бесполезной вещью для жизни и выживания.

– Для вас работа в таком фильме – нечто совсем необычное?

– Вовсе нет. Мы как режиссеры стартовали с Джорджем А. Ромеро почти одновременно. Он выпустил “Ночь живых мертвецов” в 1968-м, а я – “Беспечного ездока” в 1969-м. И еще до того, как киноисторики объединили эти фильмы по формальным признакам, как прорыв независимого неголливудского кино, я понял, что между нашими фильмами при всей разнице жанров и содержания много общего. И тот и другой отражали свое время, были метафорами социальных отношений. Я прямо тогда посмотрел первый фильм Джорджа. И хотя мы в жизни почти не пересекались, потому что он никогда не ездил в Голливуд, а всегда жил в Питсбурге, когда мне предложили сыграть в его новом фильме про зомби, я сразу ответил: “Замечательно! Согласен!”

– Если Ромеро позовет вас в следующую картину, тоже согласитесь?

– Несомненно. Тем более что это будет совсем уж специфическая роль. Ведь в сиквеле “Земли мертвых” я, по идее, должен быть зомби. (Смеется.)

– Некоторые проводят аналогии между политикой вашего персонажа из “Земли мертвых” и политикой президента Буша: он точно так же делает вид, будто все нормально в ненормальной обстановке.

– Тут наши воззрения с Джорджем расходятся, но мы живем в условиях демократии, поэтому уважаем чужие точки зрения. Я по политическим взглядам республиканец, моя жена – демократ. Я голосовал за Буша, как прежде и за его отца, но мы не обсуждаем дома политические проблемы, как не обсуждали их с Джорджем на съемочной площадке. Я не хочу критиковать свое правительство – по крайней мере, в сегодняшней тяжелой ситуации. Нести на себе серьезную ответственность за мир и людей – это очень трудная работа. Я не хочу рассматривать людей, несущих на себе эту ответственность, как представителей зла. Извините.

– Не мешает ваша позиция общаться с некоторыми другими актерами – например, с непримиримым критиком политики Буша Шоном Пенном?

– Вы знаете, я не выбираю знакомых по принципу “актер – не актер”. Хотя с Шоном мы действительно знакомы давно, я снимался в его фильме “Индийский бегун” и, кстати, расходясь с ним в политических взглядах, близок во многих других. В частности, во взглядах на Голливуд как систему, не способствующую творчеству. Но, конечно, в целом мы сейчас больше сходимся с Арнольдом Шварценеггером и не зря часто общаемся. Мы с ним оба, я бы сказал, либеральные республиканцы.

– В США, в отличие от Европы, не так много кинофестивалей – во всяком случае, известных. Они не столь важны для дистрибуции фильмов. Но у вас сейчас свой фестиваль. Почему?

–Да, я возглавил в прошлом году фестиваль в Лас-Вегасе. Он называется “Сине-Вегас”. Мы тесно взаимодействуем с фестивалем в Санденсе, которым руководит Роберт Редфорд, потому что тоже заинтересованы в разнообразии американского кинематографа, в том, чтобы так называемое независимое кино могло нормально сосуществовать с голливудским. Кроме того, мы на своем фестивале много внимания уделяем классике. Современное голливудское кино теряет прежде всего в художественности, и только опора на классику может помочь восстановить и критерии, и школу. Эту позицию разделяют многие. Поэтому в прошлом году на фестиваль приезжали с мастер-классами Джек Николсон, Дэвид Линч и, кстати, Шон Пенн, а в этом – конечно, Джордж А. Ромеро, Вим Вендерс, Кристофер Уокен, Саманта Мортон, Николас Кейдж.

– Что за странные слухи о будто бы готовящемся римейке “Беспечного ездока”?

– Такой проект действительно есть, но осуществляется, увы, без меня. Из трех главных актеров “Ездока” (Деннис Хоппер не только срежиссировал фильм, но и сыграл одного из двух вольных мотоциклистов вместе с Питером Фондой, третьего главного персонажа изобразил Джек Николсон. – “Ведомости”) в фильме, возможно, будет участвовать только Питер Фонда. Николсон, которому дали почитать сценарий, ответил: “Я не люблю вымысел”. Я же прочитал только часть сценария: мне показалось, что там отсутствует реальная информация о том времени. Короче, это будет совсем другое кино.