Не хочешь – заставим


“Разработка этих поправок связана с грядущей приватизацией “Связьинвеста”, который сейчас обслуживает большинство госорганизаций”, – считает аналитик Альфа-банка Светлана Суханова. Новый собственник холдинга, говорит Суханова, может не захотеть предоставлять услуги связи этим организациям, которые в большинстве своем задерживают их оплату. По словам замдиректора департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Юлианны Соколенко, на 1 июля общий долг бюджетных организаций перед “Связьинвестом” составлял 1,43 млрд руб. Среди спецорганов самым крупным неплательщиком является МВД – 250 млн руб., затем идет Минобороны – 228 млн руб. и ФСО – 113 млн руб. Правда, от неплатежей силовых структур страдают не только связисты. Так, долг подразделений Минобороны РАО ЕЭС к концу 2005 г., по оценкам пресс-службы энергохолдинга, может достигнуть 2 млрд руб.

“Поправки в закон “О связи” в первую очередь направлены на защиту спецпотребителей – Министерства внутренних дел (МВД), Минобороны, Федеральной службы охраны (ФСО)”, – говорит замдиректора департамента регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Евгений Михайлов. Как пояснили в пресс-службе Мининформсвязи, поправки предусматривают проведение открытого конкурса на оказание услуг связи для нужд государства на срок не менее пяти лет.

Если желающих участвовать в конкурсе не найдется, государство само может возложить обязанности по оказанию услуг на оператора, занимающего существенное положение в этом регионе. При этом оператор не может отказаться от этой обязанности. В пресс-службе Мининформсвязи уточнили, что стоимость оказания услуг будет определяться двусторонним договором, но не может быть выше гостарифов. Михайлов уточнил, что в поправках также будет прописано, что сеть компаний, намеренных участвовать в тендере на оказание услуг связи спецорганам, должна соответствовать требованиям безопасности.

По словам одного из разработчиков проекта поправок, обеспечить защиту интересов спецведомств можно двумя путями: подправить отраслевое или изменить общее законодательство. Но недавно уже была принята новая редакция закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, поэтому, замечает собеседник “Ведомостей”, Мининформсвязи и МЭРТ приняли решение пока внести поправки только в закон “О связи”. Проект поправок, по словам пресс-службы Мининформсвязи, может быть внесен в правительство до конца сентября этого года.

Альтернативные операторы считают, что прибегать к крайним мерам и “назначать” оператора для спецорганов не потребуется – тендеры заинтересуют многих операторов. “Сегмент госпредприятий сейчас достаточно привлекателен, доля госструктур среди наших корпоративных клиентов составляет 7–10%”, – говорит директор по маркетингу “Комстар – Объединенные Телесистемы” Дмитрий Дронов. С ним согласен директор по маркетингу и развитию бизнеса Golden Telecom Федор Крупянский: “Госорганы интересны тем, что чаще всего являются крупными клиентами, которым требуется широкий спектр услуг”. По его словам, если спецорганы будут покупать услуги по рыночным расценкам, то Golden Telecom заинтересован в участии в таких тендерах. “Если ведомства будут платить живые деньги, то за такого клиента будут бороться, но если операторы связи будут из-за них только накапливать дебиторскую задолженность, то это сомнительная выгода”, – считает Суханова.