НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Борец с вирусом


Еще в Древнем Риме вирусом (от лат. virus – яд) называли любое болезнетворное начало. Заражая только определенные организмы, они подразделяются на вирусы животных, растений и бактерий. Но, оказывается, вокруг нас есть еще вирусы организаций. Роджер Мартин, декан Школы бизнеса Ротмана в Университете Торонто, открыл вирус ответственности, который “приводит лидеров и последователей к неудаче, а также замедляет их развитие по сравнению с тем, как это могло и должно было происходить”.

Диагноз больным организациям Мартин поставил в 1993 г., а рекомендации для их лечения появились лишь в 1999-м. И только после этого, накопив массу исследовательского материала, он написал книгу, где диагноз и рекомендации составили основу сюжета. Автор гордится тем, что он, как консультант, разработал “простые, но действенные методы, которыми может воспользоваться любой сотрудник компании для защиты от вируса ответственности, что поможет ему стать лучшим подчиненным либо лучшим руководителем”.

Путь к созданию этих методов занял 20 лет. Мартин описывает, как он наблюдал за гендиректорами и членами советов директоров самых разных компаний, включая Alcan, AT&T, Barrick, CAE, Herman Miller, Hiram Walker, Honeywell, Inco, Koch Industries, Moore Corporation, Pacific Gas and Electric, Procter & Gamble, Servicemaster, Tompson Corporation. Среди его клиентов были также средние компании, преимущественно представленные в двух отраслях – в средствах массовой информации и в компаниях, предоставляющих профессиональные услуги: юридических конторах, консалтинговых фирмах и брокерских организациях.

Мартин критикует теорию “делегирования ответственности” и пишет о том, что лечение от обнаруженного вируса чаще всего бывает традиционным: “В большинстве случаев в качестве лекарства прибегали к изменению организационной структуры”. Кстати, это чем-то напоминает средневековое кровопускание, которое облегчало страдания, но не приводило к выздоровлению.

Самое ценное в представляемой книге – “набор инструментов, которые выходят за рамки устава компании и борются с самой сутью проблемы”. Они не так велики, и стоит на них остановиться поподробнее. Первый из них – “процесс формирования решения” – помогает членам группы эффективно сотрудничать друг с другом. Задача второго, названного Мартином “рамочный эксперимент”, повышение ответственности. Третий – “лестница ответственности” – распределяет ответственность в команде, четвертый – “новое определение лидерства и приверженности” – поможет как лидерам, так и последователям не впадать в крайности.

Целая глава книги посвящена применению этих инструментов для диагностики и лечения совета директоров крупной компании. Описывая все перипетии борьбы с вирусом ответственности, Мартин не сомневается в том, что в результате “совет директоров и гендиректор могут создать среду для принятия решения, в которой будут использоваться все их лучшие способности”.

Обложка книги полна хвалебных отзывов как от солидных изданий, так и от практиков бизнеса. Почему все так высоко оценили книгу Мартина? На этот вопрос ответить, конечно, можно, но лучше напомнить авторское напутствие всем, кто возьмет ее в руки: “Данная книга написана от всей души, ее цель – повлиять на сердца и умы читателей”.