ОСТАТЬСЯ: Не трогая Конституции


Озабоченность либеральной части общества и политической элиты предстоящими в 2008 г. президентскими выборами вполне объяснима. История избирательных процессов в России, впрочем, как и на всем постсоветском пространстве, подтверждает известный сталинский постулат: неважно, кто и как голосует. Не случайно в российских и зарубежных СМИ появляются сообщения о готовящихся в кремлевских застенках законодательных инициативах, направленных на изменение Конституции.

Между тем, чтобы сохранить Путина в качестве лидера государства после 2008 г., трогать основной закон совсем не обязательно. Для этого необходимо изменить только одно положение в законе “О правительстве Российской Федерации”, которое в нынешней редакции является несовершенным и фактически не действует. В частности, в ст. 32 закона “О правительстве РФ” указано, что президент России руководит непосредственно, т. е. напрямую, а также через федеральных министров органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Нет большой проблемы с полномочиями президента руководить силовыми структурами через директора ФСБ, министра внутренних дел, министра иностранных дел, министра юстиции и министра чрезвычайных ситуаций. А вот с полномочием непосредственного руководства возникают вопросы.

Во-первых, следует подчеркнуть, что ни в одной демократической стране мира глава государства не осуществляет прямого руководства силовыми министерствами, хотя бы потому, что у него нет для этого физической возможности и времени. Этим не занимается и наш президент. Непосредственное руководство силовыми структурами предполагает управление ими в ежедневном постоянном режиме. Кстати,

в федеральных органах безопасности и внутренних дел функционируют следственные

и оперативные подразделения. Директор ФСБ и министр внутренних дел осуществляют ведомственный контроль за их деятельностью, который предполагает издание в пределах компетенции устных и письменных распоряжений следователям и оперативникам. Например, провести то или иное оперативное либо процессуальное мероприятие. И это обычная практика.

Однако если подобные указания последуют от главы государства, то исходя из смысла и духа нашей Конституции они должны быть квалифицированы как незаконное вмешательство в деятельность органов дознания и следствия.

Во-вторых, полагаю, что возложение на главу государства полномочий по непосредственному руководству силовыми структурами является политической ошибкой. Оперативные и организационные провалы и недоработки спецслужб по предупреждению, например, террористических актов должны формально восприниматься в обществе как неудовлетворительная работа именно президента. Что, согласитесь, не очень справедливо.

В-третьих, из содержания ныне действующей редакции ст. 9 закона о правительстве следует, что федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности “по предложению председателя правительства Российской Федерации”. Формальное, буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что реализация полномочия главы государства по назначению и освобождению руководителей федеральных органов власти полностью зависит от позиции председателя правительства.

Другими словами, закон в этой части нуждается в совершенствовании. Применительно к выборам 2008 г. статью 32 закона “О правительстве РФ” можно было бы скорректировать. Например, за президентом оставить только полномочие по координации деятельности силовых министерств (за исключением Минобороны: по отношению к военнослужащим армии и флота, согласно Конституции, президент является верховным главнокомандующим), а непосредственное руководство главами силовых ведомств возложить на председателя правительства.

Такое перераспределение властных полномочий приведет к определенному статусному балансу между премьером и президентом. На премьере будут замыкаться все (за исключением Минобороны) руководители федеральных органов государственной власти, в том числе и силовой блок, а на президенте – руководители регионов и Министерства обороны. При этом политический вес и влияние премьера серьезно усилится. А если этот премьер, которым в полном соответствии с Конституцией может стать после 2008 г. именно Владимир Путин, еще и возглавит партию власти, которая, в свою очередь, будет контролировать Госдуму, то мы получим своеобразную картину.

Де-юре главой государства будет продолжать значиться президент, а де-факто им станет председатель правительства. И никакого изменения Конституции!