Шанс для ABN Amro


Весной ABN Amro предложил за Banca Antonveneta 7,6 млрд евро, а вскоре после этого Banca Popolare Italiana Scarl (BPI) сделал два контрпредложения: купить Antonveneta за 7,2 млрд евро наличными или за 7,9 млрд евро акциями и деньгами. При этом рыночная капитализация самого BPI составляет 2,55 млрд евро. Председатель ЦБ Фацио одобрил сделку между BPI и Antonveneta, однако выяснилось, что он прилагал усилия, чтобы именно BPI вышел победителем. Фацио приглашал гендиректора BPI Джанпьеро Фьорани прийти к нему в офис через черный ход, чтобы обсудить сделку, и сообщил ему о своем решении до официальной публикации этой информации.

Расследование готовящегося слияния BPI и Antonveneta набирает обороты и, что ни день, преподносит новые сюрпризы. В среду Суд Милана на два месяца отстранил от исполнения служебных обязанностей гендиректора BPI Джанпьеро Фьорани и финдиректора Джанфранко Бони. В субботу Банк Италии приостановил действие выданного им разрешения на сделку между Antonveneta и BPI. Ранее сделку приостановил финансовый регулятор Consob. А миланская прокуратура наложила арест на 40% акций Antonveneta, принадлежащих BPI и его союзникам, итальянским компаниям, вместе с которыми он тайно скупал на рынке акции Antonveneta, чтобы собрать контрольный пакет (по закону компании должны извещать общественность о совместных действиях на рынке).

Вчера же министр финансов Италии Доменико Синискалько представил правительству доклад о действиях председателя Банка Италии Антонио Фацио. Все вопросы слияний в банковском секторе находятся в ведении Фацио, известного противника поглощений итальянских банков иностранцами. За 12 лет, которые Фацио возглавляет центробанк, он не допустил ни одного такого поглощения.

Фацио не изменил себе и когда ABN Amro сделал Antonveneta предложение о покупке.

Недавно прокуроры получили разрешение суда на прослушивание телефонных разговоров Фьорани, тогда и выявилось, что Фацио был далеко не беспристрастен. 12 июля поздно ночью Фацио позвонил Фьорани и сообщил, что подписал разрешение Банка Италии на поглощение Antonveneta. “Тонино, я так тронут, у меня просто нет слов, аж мурашки по коже... Я знаю, сколько всего ты пережил, поверь мне. Я тоже многое пережил со своими юристами и теперь, если б мог, прыгнул бы в самолет и прилетел к тебе”, – растрогался Фьорани.

На вчерашнее заседание правительства из-за болезни не смог прийти премьер Сильвио Берлускони, поэтому никаких решений по ограничению или сокращению срока полномочий Фацио принято не было.

Впрочем, сделать это не так-то просто. Должность председателя Банка Италии – пожизненная, и само правительство уволить его не может. Сместить Фацио возможно только в случае, если такое предложение будет исходить от управляющего совета Банка Италии и будет согласие Берлускони, Синискалько и президента страны Карло Адзелио Чампи, бывшего ранее премьером, министром финансов и председателем Банка Италии.

Из-за летних отпусков к вопросу о полномочиях Фацио правительство сможет вернуться только в сентябре. Вероятно, будет обсуждаться вопрос об установлении фиксированного срока полномочий председателя Банка Италии. Пока не ясно, повлияет ли это решение на судьбу Фацио или только на его преемников.

Между тем у ABN Amro шансов выйти на итальянский рынок стало гораздо больше. Еще в понедельник председатель совета директоров голландского банка Рейкман Грунинк сообщил в письме акционерам, что руководство по-прежнему рассчитывает получить контроль над Antonveneta. И теперь у него стало еще больше оснований надеяться, что удача повернется к ABN Amro лицом. (Использованы материалы WSJ, FT.)