“Техмаркет” станет “Евросетью”


Вчера “Евросеть” объявила о покупке 157 торговых точек и торговой марки “Техмаркет”. “Мы приобретаем все, что касается “Техмаркета”, – компанию, все точки, персонал, все взаимоотношения с партнерами”, – рассказал “Ведомостям” совладелец и председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин. Директор по маркетингу “Техмаркета” Евгений Титов посоветовал обратиться за комментариями в пресс-службу “Евросети”, а связаться теперь уже с бывшим гендиректором “Техмаркета” Вадимом Зелениным, которому, по мнению участников рынка, принадлежал “Техмаркет”, вчера не удалось.

О проблемах “Техмаркета” стало известно две недели назад, когда Motorola потребовала от него погасить предоставленный летом 2004 г. кредит в $2,3 млн и наняла адвокатов для урегулирования конфликта в суде. Выяснилось, что сеть задолжала производителям сотовых телефонов немало. По данным аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, самый большой долг – $4,4 млн – у нее перед Siemens. Представитель Siemens не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Эксперты предупреждали, что у владельцев сети есть два пути выхода из кризиса: банкротство или продажа компании. Поэтому вчерашнее заявление “Евросети” никого не удивило.

Сколько “Евросеть” заплатила за “Техмаркет”, не разглашается, но эксперты уверены, что сумма не превысила $6 млн – объем долга “Техмаркета”. “Евросеть” просто заплатила долги “Техмаркета”, объясняет источник “Ведомостей”, знакомый с деталями сделки. Его мнение разделяет представитель сотовой сети Dixis Татьяна Москалева. Во столько же оценил сумму сделки президент и владелец группы компаний “Связной” Максим Ноготков, которому поступало предложение купить “Техмаркет”. Ноготков говорит, что отказался, поскольку сейчас “Связной” предпочитает строить свои салоны, а не перестраивать чужие. Стоимость “Техмаркета” могла быть сильно занижена, ведь компанию фактически взяли по стоимости долгов, считает гендиректор “Беталинка” Валерия Солок, ведь “Евросеть” не платила за брэнд “Техмаркет”, так как не собирается развивать его. В феврале журнал “Финанс” оценил состояние Зеленина более чем в $35 млн.

“Евросеть”, у которой сейчас около 1850 магазинов, интересуют в первую очередь салоны “Техмаркета”, многие из которых расположены в удачных местах, рассказывает Чичваркин. Они сменят вывеску на “Евросеть”, а оставшиеся (их примерно треть) будут закрыты.

Зеленин создал “Техмаркет” в начале 1990-х гг. Он возглавлял отдел по разработке супер-ЭВМ в Радиотехническом институте им. академика А. Л. Минца, где работал и основатель “ВымпелКома” Дмитрий Зимин. В 1993 г. “Техмаркет” стал первым и основным дилером “ВымпелКома”. Компания быстро вошла в число лидеров только формировавшегося рынка и в 2000–2001 гг. продавала больше всех сотовых телефонов и контрактов.

Но потом ее потеснили агрессивные новички, в первую очередь “Евросеть” и “Связной”. Сегодня они, по оценке Mobile Research Group, занимают первое и второе места по оборотам ($970 млн и $663 млн в 2004 г.), а “Техмаркет” не входит даже в десятку. Его оборот в прошлом году составил $260 млн.

Именно “Евросеть” в 2002 г. отобрала у “Техмаркета” пальму первенства, вспоминает Муртазин. Ключевой ошибкой Зеленина он считает преданность Siemens. “Техмаркет”, старейший партнер Siemens в России, вовремя не переключился на других производителей. “У Siemens был дефицит телефонов, и “Техмаркету” нечего было продавать и, соответственно, вкладывать в региональное развитие, – говорит аналитик, – когда “Техмаркет” начал менять политику, было уже поздно”. А управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов считает, что ошибочной оказалась стратегия “Техмаркета”, основанная на получении максимальной прибыли вместо инвестиций в развитие. В итоге “Техмаркет” не смог развить региональную сеть и уступил лидерство, резюмирует он.