“АвтоВАЗ” наверстывает упущенное


Начало года выдалось провальным для “АвтоВАЗа”. Из-за затянувшейся зимы спрос на его автомобили значительно снизился. По итогам I квартала продажи упали на 9,7% по сравнению с тем же периодом 2004 г. В мае завод сократил субботнюю смену. Но уже в апреле продажи пошли в гору, а в мае – июне они опережали показатели 2004 г. В итоге за полугодие завод сократил производство на 4%, до 335 159 автомобилей, а продажи – на 7%, до 297 417 автомобилей.

А вот финансовые показатели “АвтоВАЗу” выправить не удалось. Как сообщило вчера предприятие, его выручка по РСБУ в первом полугодии увеличилась на 3,4%, до 61,9 млрд руб., а чистая прибыль упала на 27% – с 3,6 млрд до 2,6 млрд руб. Главный бухгалтер “АвтоВАЗа” Николай Хатунцов связал это не только с уменьшением продаж, но и с ростом издержек. По его словам, рост цен на продукцию поставщиков и услуги монополистов опережал рост цен на автомобили. “Металл с начала года подорожал на 9%, электроэнергия – на 5%, железнодорожные перевозки – на 4,5%”, – посетовал он. На предприятии считают, что кризис позади. Представитель “АвтоВАЗа” уверен, что по итогам всего 2005 г. завод покажет результаты не хуже прошлогодних.

Аналитики согласны с тем, что “АвтоВАЗ” заметно исправил ситуацию после провального I квартала. Вячеслав Смольянинов из ФК “УралСиб” отметил, что во II квартале завод получил рекордную чистую прибыль по РСБУ – почти $80 млн. Между тем в I квартале чистая прибыль “АвтоВАЗа” составила всего 350 млн руб. по сравнению с 2,1 млрд руб. годом ранее. Смольянинов считает “ожидаемым” событием исправление производственных и финансовых результатов завода. Авторынок сейчас на подъеме, продажи предприятия растут. Но Смольянинов отмечает, что рост показателей был достигнут во многом за счет снижения дилерской маржи. А в целом “АвтоВАЗ” “не так уж неуязвим”, считает эксперт. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов обращает внимание на снижение эффективности работы “АвтоВАЗа”. Чистая рентабельность за первое полугодие 2005 г. составила 4,2%, а год назад она равнялась 6%.

Но эксперты не уверены, что по итогам года “АвтоВАЗу” удастся выйти на уровень 2004 г. Агибалов говорит, что многое будет зависеть от роста цен на продукцию смежников и услуги монополий. Он считает одной из основных причин сбытового кризиса начала 2005 г. то, что завод споткнулся о психологический барьер цены $8000 на Lada 110.