Экспресс-перевозчиков пожурили


Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) обнародовала результаты проверки работы операторов экспресс-доставки за первое полугодие. Как выяснилось, практически никто из операторов не доставляет посылки и письма точно в срок. Самой дисциплинированной оказалась компания “Армадилло Бизнес Посылка” – по данным Россвязьнадзора, 80% отправлений она доставила в контрольные сроки. Показатели “СПСР-Экспресс” и “Гарантпост” составили 70% и более 60% соответственно. Все эти операторы имеют лицензии на услуги почтовой связи.

А вот компании, у которых таких лицензий нет, работают, судя по данным Россвязьнадзора, из рук вон плохо, доставляя вовремя в среднем лишь 48% корреспонденции. В эту категорию попали и лидеры рынка экспресс-доставки – UPS (укладывается в контрольные сроки лишь в 20% случаев) и DHL (50%).

По словам пресс-секретаря Россвязьнадзора Ольги Дюковой, проверка проводилась в 10 регионах с наибольшим после Москвы и Петербурга количеством почтовых операторов. Служба рассылала контрольные почтовые отправления, а также проводила проверки на местах. В результате компаниям, работающим без лицензий, выдали протоколы об административных нарушениях и предписания об их устранении.

Участники рынка экспресс-доставки обескуражены результатами проверки. “DHL на глобальном уровне ежегодно изучает, сколько времени уходит на прохождение грузов, и на протяжении многих лет результаты исследования показывают, что мы надежная компания”, – заявил “Ведомостям” коммерческий директор DHL в СНГ Роланд Томас. По его словам, для каждого типа отправлений установлено свое время прохождения по сети и его соответствие заявленным срокам строго выдерживается.

“Неясно, по каким критериям оценивали нашу работу”, – недоумевает гендиректор “UPS (РУС)” Иван Шацких. Он отмечает, что UPS не является оператором почтовой связи, так что Россвязьнадзор просто не имел права проверять компанию. “Мы уведомляем своих клиентов о нормативных сроках доставки, – рассказывает Шацких. – Это ориентировочный срок, который выдерживается, если не происходит форс-мажора”. В Россвязьнадзоре отвечают, что исходили как раз из сроков, установленных самими операторами, добавляя, что “по курьерским услугам, как правило, срок доставки не превышает трех суток”. “Отправления, адресованные в Европу или крупные города США, мы доставляем уже на следующий день”, – говорит Шацких. А гендиректор “Гарантпоста” Александр Семенов добавляет, что его компания устанавливает сроки доставки “по каждому направлению на каждый день недели”.

По мнению Семенова, исследование Россвязьнадзора неадекватно отражает ситуацию. “Исследователи сделали одну-две отправки через операторов, что не является репрезентативной выборкой. Мы бы не стали основываться на этих данных”, – говорит он.

“Я часто пользуюсь услугами DHL и Chronopost, и у меня нет к ним нареканий”, – замечает президент Ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Возможно, претензии чиновников связаны с отсутствием у этих компаний лицензий на почтовую деятельность, предполагает он. Но получать эти лицензии экспресс-перевозчики категорически не хотят. “У нас другой бизнес, мы – транспортный экспедитор и уже не раз доказывали в судах, что не обязаны получать почтовую лицензию, а значит, не должны и ежегодно отчислять средства на содержание того же Россвязьнадзора”, – указывает Иван Шацких из UPS. “Классическая почта и экспресс-доставка – разные услуги”, – вторит ему Роланд Томас из DHL. Эти виды бизнеса различаются и спектром услуг, и используемой инфраструктурой, и технологиями упаковки, обработки и доставки грузов, добавляет он.

Правда, скоро всех операторов могут вынудить получить почтовые лицензии. Разработанный Мининформсвязи проект нового закона “О почтовой связи” относит к курьерской деятельности лишь доставку отправлений весом от 2 до 20 кг, то есть компании без почтовых лицензий не смогут доставлять письма и посылки весом до 2 кг. В пресс-службе Мининформсвязи заявили, что проект закона крайне сырой и многие его положения могут измениться.