Краденые звонки


Из-за интернет-коммерции провайдеры мобильного контента в США и Европе уже потеряли $40 млн с начала 2004 г. и рискуют недополучить еще $123 млн до 2007 г., по оценке экспертов Qpass. Они изучили 100 основных американских и европейских сайтов и обнаружили, что более трети из них предлагают бесплатно скачать фрагмент любой песни продолжительностью 15–30 секунд – именно столько обычно длится стандартный рингтон для сотового телефона. “Это мобильный и киберэквивалент тест-драйва, при котором машину не нужно возвращать”, – сокрушается вице-президент Qpass Стив Шиверз в отчете, посвященном исследованию. По его словам, когда тест-продукт так же хорош, как и продукт на продажу, никто не потратит деньги на саму покупку. При этом пользователи не считают пиратством использование тестовых фрагментов музыки в качестве рингтонов, ведь сайты сами предлагают бесплатно загрузить их.

Проблема пиратства рингтонов актуальна и в России. По оценке аналитика iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, российские контент-провайдеры теряют около 20% выручки от продажи рингтонов для сотовых телефонов из-за пиратства. В прошлом году доходы провайдеров мобильного контента составили, по данным iKS- Consulting, около $250 млн, а в 2005 г. приблизятся к $400 млн. Сегодня провайдеры мобильного контента зарабатывают около 45% доходов, говорит Панкратова.

Но правообладатели в России на краденых рингтонах теряют меньше денег, чем из-за выпуска пиратских лазерных дисков. По данным J’son and Partners, 90% правообладателей называют мобильную связь одним из наименее подверженных пиратству носителей – ведь контент-провайдеры не могут подключиться ни к одному из крупных сотовых операторов без подписания лицензионных соглашений с владельцами авторских прав.

А российские контент-провайдеры говорят, что теряют деньги из-за пиратов, а не тестовой закачки аудиофайлов. “Самый распространенный метод пиратства на сегодня – “коммерсанты”, арендующие места на рынках и скачивающие желающим приобрести контент со своих компьютеров”, – рассказывает PR-директор “Евросети” Татьяна Гуляева. По оценке “Евросети”, объем рынка пиратского контента составляет не больше 30% от оборотов “легального” рынка.

PR-менеджер “Никиты” Андрей Швечков говорит, что файлы в формате mp3 и midi, которые можно использовать для рингтонов, распространяются бесплатно в Рунете и очень дешево – на пиратских лотках. Но он считает, что на кражу рингтонов пользователей толкают завышенные цены на них: контент-провайдеры отдают 30% выручки от их продажи правообладателям и 50% – сотовым операторам. “Мы находимся в такой ситуации, когда нам невыгодно продвигать рингтоны, – заявил Швечков. – Это интересно только пиратам”.

По словам представителя одного из контент-провайдеров, из-за сложных отношений с правообладателями пиратами иногда оказываются и солидные контент-провайдеры. “У нас бывает так, что права на музыку песни принадлежат одной компании, на слова – другой, на аранжировку – третьей, – сокрушается он, – и не всегда получается урегулировать отношения со всеми”.