Мой младший брат


Фестиваль, бюджет которого составил $200 000, в этом году отказался от вручения победителям денежных премий – отчасти это было спровоцировано одним из предыдущих победителей. Создатели картины “72 метра” так и не потребовали выигранных денег – по предположениям участников фестивального брифинга, россиян смутили налоги.

Налоги смущают и украинских кинопроизводителей, сообщивших, что половина выделяемых на развитие кинематографа финансов забирают налоговые службы. При этом в 2005 г. на Украине предполагается снять 84 картины – учитывая документальные и научно-популярные. В это же число, правда, входит и завершение картин, работа над которыми началась год и два назад, поэтому, чтобы не путаться в подсчетах, проще сказать, что сейчас на Украине производится около 10 фильмов в год (в России – примерно в 10 раз больше). А особенную гордость украинских кинематографистов составляет фильм Оксаны Байрак “Аврора”, где одну из главных ролей согласился играть Эрик Робертс.

На самом первом фестивале, проходившем в Ялте, в конкурсе участвовала лишь одна украинская картина, найденная, по словам устроителей, с большим трудом. В этом году их было больше: “Сэконд хэнд” Ярослава Лупия, “Татарский триптих” Александра Муратова и российско-украинский “Настройщик” Киры Муратовой.

“Татарский триптих”, поставленный по новеллам украинского классика Михаила Коцюбинского, представляет собой три истории о нелегкой судьбе крымских татарок, либо вынужденных жить с омерзительными мужьями, либо, наоборот, всячески мешающих своим женихам культурно развиваться. К сожалению, сообщаемые в фильме факты могли быть откровением лишь во времена Коцюбинского, творившего в конце ХIХ в., но режиссер сделал акцент именно на них, а также на смоляных косах, родинках на щечках и румяных персиках, что окончательно испортило ощущение от картины.

“Сэконд хэнд” оказался не продуманным на уровне сценария мистическим триллером о шизофренике, которого ловкие аферисты вынудили уничтожить кандидата в мэры путем демонстрации женского портрета и надписей на стенах.

На показах внеконкурсных картин непросто пришлось обычным зрителям: на просмотровых площадках, обустроенных на открытом воздухе, царили угрюмого вида мужчины, которых больше всего занимала правильная расстановка пластмассовых стульев и меньше всего – собственно качество демонстрации. Показ двухсерийного детектива Константина Шафоренко “Охота за тенью” из-за капризов DVD-плейера, нервно скачущего с одного незаконченного эпизода на другой, длился всего час. Впрочем, и этого хватило, чтобы понять: “Охота за тенью” подтверждает тенденцию, сложившуюся в украинском кинематографе, – практически все новые картины удивительным образом напоминают российское “кооперативное кино” начала 90-х.

Видимо, украинскому кино, как когда-то и российскому, необходимо пройти свой этап роста. Но нынешняя ситуация – не только творческая, но и финансовая – свидетельствует о том, что отношения между Россией и Украиной напоминают отношения братьев: старшего, чей пубертатный период уже завершился, и младшего, только в него вступающего.

А роль взрослого, все понимающего и обеспеченного двоюродного дяди, в данной семейной расстановке сыграли Джеймс Кац, вице-президент европейского офиса киноассоциации МРА, и Рената Рогинас, исполнительный секретарь фонда Eurimages, поддерживающего производство и прокат европейских картин. Для участия в деятельности фонда страна (сейчас их 31) должна ежегодно вносить в Eurimages взнос. У России отношения с фондом пока не складываются, поскольку представители Eurimages ежегодно увеличивают цифру взноса и на данный момент он, по словам руководителя управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Сергея Лазарука, составляет 2 млн евро. На Украине возможный взнос пока только 300 000 евро, но пойдет ли на этот шаг украинское правительство, пока неизвестно.

На круглом столе, посвященном пиратству, три взгляда на мир проявились наиболее отчетливо: Джеймс Кац рассказывал о том, что борьбу с видеопиратами в США курирует непосредственно Буш, президент Гильдии продюсеров России Владимир Досталь говорил, что в нашей стране понятие “авторское право” существует лишь 10–15 лет, а с украинской стороны поступило предложение создать совместный фонд, из которого оплачивалась бы работа российско-украинского интерпола, призванного бороться с пиратской мафией. Пока же украинский кинематограф может гордиться первыми продюсерскими успехами, главным из которых на фестивале был признан “Настройщик”.