На своих

С. Портер

“АвтоВАЗ” стал партнером крупнейшего в мире автомобилестроительного концерна в 2001 г., когда с конвейера построенного в Тольятти совместного завода “GM-АвтоВАЗ” начали сходить разработанные вазовскими конструкторами “Нивы” с эмблемой Chevrolet. А весной прошлого года тогдашний гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон Милонас рассказал, что партнеры собираются создать второе СП – завод по производству двигателей и коробок передач. Агрегаты предполагалось устанавливать на экспортные версии Chevrolet Niva, еще одну модель “GM-АвтоВАЗа” – легковую Chevrolet Viva (Opel Astra предыдущего поколения) и на перспективные модели ВАЗа.

Мощность нового СП должна была составить 300 000–350 000 двигателей в год. Американцы планировали внести в СП оборудование своего завода по производству двигателей, расположенного в Венгрии, а “АвтоВАЗ” собирался купить для СП оборудование индийского завода по производству коробок передач, принадлежавшего обанкротившейся Daewoo Motors. Общий объем инвестиций в новое СП оценивается в $400–500 млн, причем на долю ВАЗа должна прийтись большая часть этой суммы.

Как рассказал “Ведомостям” источник, близкий к “АвтоВАЗу”, бизнес-план нового проекта был готов в июле, после чего его должны были утвердить три участника проекта (помимо автомобилестроителей в нем согласился участвовать ЕБРР). Но значительная часть правления “АвтоВАЗа”, которое вместе с советом директоров завода и должно утверждать бизнес-план, колеблется, говорит собеседник “Ведомостей”. Они боятся, что, положившись на поставки моторов с нового СП, тольяттинский завод будет вынужден свернуть разработки собственных двигателей. А председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников еще в мае признал, что двигатель с будущего СП сделает Lada дороже на $500–800, что для этих машин критично, сообщил еще один источник, знакомый с деталями проекта.

Удастся ли переубедить менеджеров завода, собеседники “Ведомостей” прогнозировать не берутся, но не исключают, что правление может потребовать внесения коррективов в бизнес-план. А это, в свою очередь, потребует дополнительного раунда согласований с GM и затянет проект. По другой версии, руководство завода уже решило не давать американцам ответа до сентября.

Но “АвтоВАЗу” давно пора позаботиться о новом двигателе для своих легковушек, замечает управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов. Серийные двигатели вазовских автомобилей C-класса восходят еще к 80-м гг. прошлого века, обладают мощностью максимум 90 л. с. и соответствуют экологическим нормам “Евро-3”, в то время как конкуренты ставят на автомобили того же класса двигатели мощностью более 100 л. с. и многие из них соответствуют “Евро-4”. На “АвтоВАЗе” периодически заявляют о планах создания нового двигателя. “Но утвержденного бизнес-плана по этому проекту пока нет”, – утверждает собеседник “Ведомостей” на “АвтоВАЗе”.

В GM Europe прокомментировать возможность отказа “АвтоВАЗа” от СП по двигателям не смогли. PR-менеджер московского офиса GM Виктория Яценко лишь отметила, что GM по-прежнему заинтересован в этом проекте, напомнив, что переговоры с “АвтоВАЗом” никто не прекращал. Пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллес отказался от комментариев.

“АвтоВАЗу” лучше бы согласиться на создание СП с американцами, считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Это займет меньше времени, да и технологии у GM отличные”, – размышляет она. Зато разработка собственного двигателя обошлась бы ВАЗу в $200–300 млн – это существенно меньше, чем ему придется вложить в СП, рассуждает Сахнова. А Агибалов думает, что с учетом принятого недавно постановления правительства, снизившего пошлины на автомобильные комплектующие, “АвтоВАЗу” выгоднее вообще перейти на импорт двигателей. “Под новые проекты они могут попросить такие льготы”, – считает он. Действительно, для этого нет никаких препятствий, подтверждает чиновник Минэкономразвития.