Очищение рынка


Больше всего в первом полугодии собрал “Ингосстрах” (12,2 млрд руб.), 2-е и 3-е места заняли “РЕСО-Гарантия” (9,9 млрд руб.) и “СОГАЗ” (7,7 млрд руб.). На пятой строчке разместилась компания “Сириус”, ставшая открытием I квартала. Львиная доля премии “Сириуса” (5,6 млрд руб. из 5,9 млрд руб.) пришлась на страхование жизни. А еще один лидер I квартала – “Трансгарант” завершил первую половину года на 8-м месте (4,94 млрд руб., из которых 4,95 млрд руб. – сборы по страхованию жизни).

При этом по добровольным видам страхования российские компании собрали в первом полугодии 174,8 млрд руб., выплатив 75,7 млрд руб. По имущественному страхованию было собрано 91,7 млрд руб., выплачено 18,2 млрд руб., по страхованию ответственности – 8,8 млрд руб., выплаты – 0,6 млрд руб.

По обязательному страхованию автогражданской ответственности российскими страховщиками было собрано 25,1 млрд руб., выплачено – 12,7 млрд руб. По обязательному медицинскому страхованию объем сборов достиг 58,9 млрд руб., выплат – 55,5 млрд руб.

Отечественные страховщики, похоже, отказываются от использования страхования жизни с целью минимизировать налогообложение своих клиентов – по итогам первого полугодия сборы по “жизни” составили 33,3 млрд руб. из 263,4 млрд руб. общей премии. Если в 2003 г. доля “жизни” в общем объеме операций составляла 43,5%, то по данным на 1 июля 2005 г. она снизилась до 7%, рассказывает начальник отдела экономического анализа и актуарного контроля Росстрахнадзора Яна Мирошниченко. По ее словам, ситуация серьезно изменилась во II квартале, когда в десятке лидеров по сборам не оказалось страховщиков, занимающихся схемным страхованием. В топ-10 вошли: “Ингосстрах”, “РЕСО-Гарантия”, Военно-страховая компания, “РОСНО”, “Лидер”, “СОГАЗ”, “Согласие”, “АльфаСтрахование”, “Росгосстрах-Поволжье” и Национальная страховая группа. “Динамика этого процесса [налогообложения с использованием страхования жизни] замедляется, и через некоторое время объем рынка страхования жизни достигнет определенной стабильности”, – считает Мирошниченко.

Гендиректор Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк полагает, что рынок “развивается хорошими темпами, ведь спрос на страхование у предприятий растет”. К сожалению, этот спрос распределен неравномерно, сетует страховщик. “Если автострахование демонстрирует неплохие показатели, то страхование имущества и ответственности предприятий растет медленнее, – говорит Цикалюк. – Но опыт показывает, что именно эти риски чреваты наиболее серьезными потерями для бизнеса”.

Алексей Смертин, начальник департамента маркетинга группы “СОГАЗ”, говорит, что ОСАГО, за счет которого в лидеры выбилась “РЕСО-Гарантия”, для “СОГАЗа” не является приоритетным видом страхования. Смертин спокойно относится к тому, что компания уступила первенство по итогам полугодия “Ингосстраху”. “Мы были первыми [в I квартале], стали третьими, но это же бизнес, а не спорт”, – рассуждает Смертин.