“Ростелекому” нужны новые клиенты


Как рассказал “Ведомостям” гендиректор “Ростелекома” Дмитрий Ерохин, компания построила первую очередь мультисервисной IP-сети (основанной на пакетной передаче данных. – “Ведомости”), которая в будущем охватит все города, где присутствует оператор. С ее помощью “Ростелеком” планирует оказывать услуги передачи голоса, интеллектуальной сети и мультимедиа. А благодаря IP-технологии он сможет предоставлять все услуги единым комплексом. В результате, надеется Ерохин, “Ростелеком” закрепится на рынке корпоративных клиентов. Стоимость первого этапа проекта – $2,5 млн. Завершить строительство “Ростелеком” планирует в конце 2005 г., а срок окупаемости сети оценивает примерно в семь лет.

Мультисервисные сети уже есть у многих потенциальных конкурентов “Ростелекома” – “ТрансТелеКома” (ТТК), “Экванта”, Golden Telecom. “Такие сети приносят нам 20% доходов от услуг связи, а самый востребованный из сервисов – организация частных виртуальных сетей (VPN)”, – рассказывает вице-президент по связям с общественностью ТТК Аркадий Матковский. В последнее время рынок мультисервисных услуг ежегодно растет в 2–3 раза, говорит директор по продуктам и маркетингу “Экванта” Александр Вронский. Стоимость строительства общероссийской мультисервисной сети он оценивает в $5–10 млн.

“Ростелеком” выходит на рынок корпоративных клиентов последним, но у него есть преимущества – мощная транзитная сеть и хорошие отношения с местными операторами [входящими в “Связьинвест”], рассуждает директор по корпоративным связям и PR Golden Telecom Анна Чин-Го-пин. Правда, работая с корпоративными клиентами, мало иметь хорошую сеть – не менее важно отладить систему продаж и сервиса, отмечает Вронский. “Не уверен, что “Ростелеком” быстро приобретет необходимую гибкость, ведь он всегда был оператором для операторов”, – замечает директор по маркетингу IP-оператора “Корпорация ОСС” Дмитрий Красильников. Эта корпорация тоже рассчитывает получить лицензию на дальнюю связь, но работать с конечными клиентами напрямую не планирует: эту функцию оператор хочет делегировать агентам – операторам местной связи. “У нас просто не хватит персонала”, – объясняет Красильников.

“Услуги передачи данных – это не бизнес-модель “Ростелекома”, традиционно оказывающего голосовые услуги, к тому же на этом поле “Ростелекому” придется конкурировать с собственной “дочкой” “РТКомм.РУ”, – говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. “Непонятно, как эти компании будут делить рынок”, – вторит ей представитель одной из компаний – потенциальных конкурентов “Ростелекома”. В ответ в пресс-службе “Ростелекома” ссылаются на новое законодательство, требующее, чтобы сеть оператора дальней связи имела возможность пропускать 25% трафика по технологии пакетной коммутации. “Кроме того, возможность осуществлять транзит мультимедийного трафика – необходимое условие нашего взаимодействия с зарубежными партнерами”, – говорит представитель пресс-службы. В “РТКомм.РУ” от комментариев воздержались.

“Ростелекому” в любом случае необходимо диверсифицировать бизнес, считает старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский. “Мировая практика показывает, что операторам дальней связи все труднее выживать без доступа к “последней миле” – например, AT&T в свое время пришлось искать выход к бизнес-клиентам”, – отмечает он. Да и $10 млн – небольшая сумма для “Ростелекома”, считает Постоловский, указывая, впрочем, что создание инфраструктуры доступа к конечному пользователю в национальном масштабе потребует от “Ростелекома” гораздо более значительных вложений.