Скромно, но дорого


В миланском Just Cavalli Cafe в глазах так и рябит от манекенщиков в одежде от Roberto Cavalli – их пригласили сюда этим вечером специально для того, чтобы они развлекали публику. Наряды поражают яркостью, богатством деталей и экстравагантностью фасона. Одни одеты в красные замшевые брюки, другие – в пиджаки из змеиной кожи, третьи – в вечерние костюмы с серебристым отливом, четвертые – в зеленые кожаные штаны и замшевые куртки в байкерском стиле.

А вот и сам дизайнер. Облокотившись на машину, он дает интервью телевидению. Роберто Кавалли одет в черную рубашку и черные брюки, что в сочетании с легкой небритостью, нестрижеными седеющими волосами и огоньком в глазах придает ему схожесть с Хью Хефнером, знаменитым создателем журнала Playboy.

Роберто Кавалли считается в мире моды почитателем роскоши, шика и экстравагантности. Полная противоположность ему – Миучча Прада. Она сторонник простоты и чистоты линий, а этот сезон пробудил в ней желание стать настоящим последователем пуризма. Похоже, что, создавая свою последнюю коллекцию, Прада досконально исследовала все грани простоты. За исключением набивных рубашек с изображением сердец и звезд все остальные вещи в коллекции отличаются скромностью и элегантностью. Взять хотя бы синевато-серую шелковую рубашку на молнии с капюшоном, или, скажем, серый костюм с тремя пуговицами на пиджаке, или даже хлопковые вещи в спортивном стиле (рубашки, джинсы и куртки). Коллекция спортивной одежды продается в этом году с эксклюзивным голубым лейблом Prada, который обычно используется для изысканных, сделанных по спецзаказу женских вещей. Таким образом Миучча еще раз подчеркивает, как высоко она ценит простые ткани и простые вещи.

Прада говорит, что увлеклась простыми фасонами и тканями, потому что ей надоела роскошь. “В течение многих лет мир моды был помешан на шике. Все, абсолютно все должно было быть роскошным. Если речь шла об известном модельере, то само собой разумелось, что он шьет изысканные, роскошные вещи. На самом деле большинство этих вещей не были настоящими предметами роскоши”, – говорит она. И поясняет, что, с ее точки зрения, многие неправильно инте/1рпретировали понятие “роскошь”. Миучча вспоминает недавнюю статью одного критика, который назвал Zara люксовым брэндом. “Почему-то сегодня роскошным считается все, что приносит деньги”, – добавляет она.

Роскошь – в комфорте

В наши дни многие спорят о том, что следует считать роскошным, а что – простым. Причем по этому поводу высказываются столь диаметрально противоположные мнения, что ведущие дизайнеры моды уже разделились на два враждующих лагеря. Одни поддерживают точку зрения Кавалли, другие соглашаются с Прада. Главные сторонники первого – Dolce & Gabbana и Versace. Дизайнеры этих марок, похоже, верят, что одежда класса люкс должна выглядеть по-настоящему дорогой и шикарной.

Такой же точки зрения придерживается и английский модельер Александр Маккуин. Он уверен, что брэнды класса люкс должны шить одежду, которая позволяет клиентам продемонстрировать миру, на что они потратили деньги. Не так давно он представил в Милане самую необычную из всех заявленных на этом показе коллекций. На ее создание Маккуина вдохновил роман Уильяма Голдинга “Повелитель мух”, поэтому в ней много белых костюмов.

А Джон Рэй, который сделал уже третью по счету коллекцию для Gucci, сосредоточился на элегантном стиле 1930-х гг. Он решил воссоздать образ денди тех лет. В коллекцию входят белые шелковые брюки, вязаные блейзеры, рубашки с рисунком в стиле ар-деко и безукоризненные смокинги с жилетками и брюками. В интервью Рэй сказал, что “такие вещи подходят для какого-нибудь традиционного водного курорта Европы, где люди приходят на ланч в одном костюме, а на ужин – в другом”. Правда, в современной жизни у людей редко находится время для частых переодеваний и изысканных церемоний, добавил он.

Валентино тоже предложил публике коллекцию в духе прошлых лет. Только в этот раз это был уже не стиль Венеции 1930-х гг., а стиль Капри 1970-х гг. Модельер хорошо знает этот остров, и в своей коллекции лето-2006 он попробовал передать его неповторимый дух, продемонстрировав публике льняные брюки, жакеты “сафари”, рубашки из набивной ткани и легкие летние туфли, которые надевают без носков. Обе коллекции, как от Valentino, так и от Gucci, выглядели шикарно. Но то была завуалированная, не кричащая и не вызывающая роскошь.

Парижские настроения

В конце концов неделя моды в Милане завершилась и все дизайнеры переместились в Париж. И что же? Тенденция, аналогичная миланской, вновь налицо: на парижских подмостках Миучча Прада опять демонстрировала необычайно элегантную и простую одежду.

Зато коллекция от Джорджио Армани напоминала сборник лучших хитов дома Armani за многие годы. Здесь было буквально все: фирменный, подчеркивающий фигуру силуэт, острые лацканы, струящиеся ткани с тонкой текстурой и традиционная цветовая гамма бежевых и серых тонов. В коллекции были также классические для Armani рубашки без воротника и блузоны. И хотя дизайнер попытался ввести такие новшества, как пиджаки на одной пуговице, в целом коллекция представляла собой квинтэссенцию устоявшегося стиля Armani.

Еще одну интересную коллекцию показал дизайнер Стефано Пилати, который работает на Yves Saint Laurent. Он создал ее под впечатлением от книг американского писателя Пола Боулза и города Танжера. В коллекции много красивых классических фасонов, например, новая версия оригинального жакета “сафари” от Yves Saint Laurent с четырьмя карманами. Жакеты выполнены из льна, плотного хлопка и черного вельвета. Кроме того, Пилати представил рубашки-поло, блузоны и тяжелые вязаные изделия, которые привнесли в коллекцию неформальный дух.

А Эди Слиман из Christian Dior явил миру худощавых моделей с прическами в духе 1970-х гг., которые шествовали по сцене в костюмах двух тонов, узких брюках, черных джинсах и ремнях красного, белого и черного цветов. Все носки были радикально белыми, а туфли – остроносыми. В стиле, созданном Слиманом, было что-то от эпохи рок-н-ролла, но с легким налетом британского консерватизма.

Обращения к поп-культуре ждали и от британца Пола Смита. Однако он преподнес публике совсем иную коллекцию. В ней было столько благородства и элегантности, будто на ее создание его вдохновили произведения классиков. В коллекции сквозил дух английского романтизма. Она включала рубашки в цветочек и в полоску, шелковые галстуки и льняные жакеты. Но в целом в ней не было ничего необычного или экстраординарного.

Ставим на…

Итак, мужские коллекции, представленные на показах этого лета, отличались богатством образов и разнообразием стилей. Однако вопрос так и остался открытым: что же моднее – роскошь или простота?

По мнению известного отечественного дизайнера моды Валентина Юдашкина, российские мужчины сейчас больше нуждаются в простых и комфортных вещах спокойных расцветок. “За последнее десятилетие представления наших потребителей об одежде изменились. Люди стали одеваться более стильно, по-европейски. Кроме того, они высоко ценят в одежде комфорт. Считается, что даже роскошный вечерний наряд должен быть удобным”, – говорит он.

Правда, нельзя сказать, что российские мужчины отказались от роскоши и шика. Юдашкин отмечает, что российскому потребителю очень близки итальянские марки, которые традиционно считаются менее строгими и консервативными, чем британские.

Примерно в том же духе высказывается Роман Мельников, дизайнер салона “Императорский портной”, который шьет традиционные мужские костюмы в британском стиле. “Российские мужчины сейчас учатся одеваться со вкусом и делают большие успехи. Наши клиенты носят роскошные, но невычурные вещи. У них появилось чувство стиля”, – отмечает он. Мельников также называет три основных требования, которые современные российские мужчины предъявляют к костюмам: “Это – роскошь, удобство и стиль”.

“Россияне всегда будут любить роскошные вещи, потому что часть нашей души исторически принадлежит Востоку”, – отмечает в свою очередь Алена Исаева, директор отдела моды журнала Harper’s Bazaar, которая присутствовала на показах мод в Милане и Париже. С ее точки зрения, европейские дефиле показали, что в моде наметился поворот от роскоши к простоте. “Но этот поворот будет происходить еще года два. Потребители должны привыкнуть к новой тенденции”, – объясняет Исаева. Она отмечает, что на показах этого лета минималистские коллекции раскупались плохо: “Люди до сих пор продолжают отдавать предпочтение роскошным вещам”.

Тем не менее Алена Исаева советует российским модникам отказаться от вычурных нарядов. “Поменьше блеска, темные цвета, богатые фактуры и высокое качество материала. Таковы в двух словах тенденции следующего сезона”, – говорит она.

Впрочем, любители шикарных нарядов могут утешить себя тем, что за модой на минимализм рано или поздно вновь придет мода на роскошь. “Эти две тенденции постоянно сменяют друг друга, – отмечает Исаева. – Помните, в 1990-х гг. в моде были серые цвета и полное отсутствие украшений. С 2000 г. в моду вошла роскошь, а теперь маятник вновь качнулся в сторону минимализма”. “Эти две тенденции в моде будут всегда противоречить друг другу. Это извечное противостояние”, – добавляет Роман Мельников. (Использованы материалы FT.)