Чем бы ни тешились


Пенять Родригесу на то, что он сделал кино исключительно для детей, наверное, было бы странно – он этого и хотел. Хотя, помнится, “Дети шпионов” здорово веселили и взрослых, во всяком случае, первая серия – финальная часть этой трилогии была уже сильно похожа на то, что Родригес снял теперь. Та же целевая аудитория строго дошкольного и младшего школьного возраста, тот же принцип компьютерной игры и те же трехмерные забавы с цветными очками, которые нравятся далеко не всем. Один авторитетный американский кинокритик извел на ругань в адрес злосчастной оптики ровно половину своей статьи и настоятельно советовал режиссеру сделать в ближайшее время обычную двухмерную версию “Приключений Шаркбоя и Лавы” – вот тогда-то, значит, будет мировое кино.

Между тем любопытны в фильме не технические трюки, сделанные в домашней студии, и даже не то, что Родригес не устает изобретать разного рода велосипеды, иногда достигая в этом деле замечательных успехов.

Куда занятнее сам подход к процессу. Роберт Родригес, кажется, первый человек, который превратил производство полнометражных фильмов со спецэффектами в подобие старых добрых домашних спектаклей, какими развлекались еще до изобретения искусства кино. Дети у Родригеса теперь не только играют в фильме, но и сами сочиняют сценарий: мальчика-акулу и девочку-вулкан, которые действуют в новой картине, выдумал семилетний сын режиссера.

Если во всем этом и можно заподозрить какой-то бизнес-план, то вполне сомнительный: рассчитывать на то, что ребенок сумеет заинтересовать сверстников своей фантазией лучше, чем взрослые, было бы все-таки наивно.

Родригес, кажется, и не рассчитывает – он просто дает своим детям наиграться. Папа сделал в этом году классное, без дураков, кино, “Город греха”, и имеет полное право на творческий отпуск в семейном кругу – видимо, это можно считать главной причиной появления “Шаркбоя и Лавы” на экранах. Если другие родители дают детям, допустим, фломастеры и лист бумаги, то Роберт Родригес может позволить себе роскошь предоставить им целую киностудию, а потом выпустить результат этих семейных увеселений в широкий мировой прокат.

Короче, процесс сочинения и производства новой картины наверняка был страшно увлекательным для всех, кто в нем участвовал, и умиляться этому мешают разве что относительно скромные сборы (за первый уикэнд проката “Шаркбой и Лава” заработали $12,5 млн, а, к примеру, третья серия “Детей шпионов” – $33 млн), да еще досадное подозрение, что фантазия Родригеса-старшего в этом фильме по большей части отдыхала. Сюжет, придуманный семилетним ребенком, режиссер склеивал как будто манной кашей: кажется, сними разноцветные очки, и расплывется не только картинка, но и вся история, которую, в общем-то, неловко и пересказывать. Это, впрочем, не значит, что в “Приключениях Шаркбоя и Лавы” нельзя обнаружить несколько приятных мелочей. Скажем, прогулка по Стране молока и печенья – далеко не худшие 10 минут, которые вы можете провести этим летом вместе с ребенком.