Дешево, но бессмысленно


Центробанк должен постепенно выйти из капитала коммерческих банков – и российских, и иностранных. Это следует из Стратегии развития банковского сектора и закона о Банке России. Поэтому еще три года назад Центробанку пришлось передать 99,9% акций ВТБ правительству. Следующими на очереди были росзагранбанки, но для смены их собственника необходимо одобрение регулирующих органов стран, где они работают. В конце 2004 г. Национальный банковский совет (НБС) рекомендовал ЦБ продать доли в загранбанках Внешторгбанку по балансовой стоимости (примерно $520 млн). А в июне Минфин предложил правительству увеличить капитал Внешторгбанка на 42 млрд руб. – их должно было хватить на выкуп акций загранбанков и их обязательств. “Сумма уточняется, мы стараемся ее минимизировать”, – говорил в недавнем интервью “Ведомостям” президент ВТБ Андрей Костин.

Но, оказывается, чиновники ищут способ и вовсе избежать расходов при передаче зарубежных активов ЦБ Внешторгбанку. “Мы решили не увеличивать уставный капитал ВТБ за счет бюджетных денег. Идея в том, что ЦБ передает росзагранбанки в капитал Внешторгбанка, а взамен получает долю в ВТБ, которую впоследствии выставляет на рынок”, – говорит источник Reuters, близкий к разработке этой схемы. По его словам, ЦБ временно станет владельцем 20–30% акций второго госбанка страны.

Представители Минфина и ВТБ не опровергают существование такой идеи “среди прочих”, но от официальных комментариев отказались. А чиновник Минфина на условиях анонимности охарактеризовал эту схему как “сомнительное предложение”: “Меняется шило на мыло, ЦБ выходит из капитала одних банков и входит в другой”. В Белом доме подчеркнули, что пока никаких предложений в правительство по этому поводу не вносилось и все схемы обсуждаются на экспертом уровне между Минфином, Центробанком и ВТБ. “Технически это [выход ЦБ из капитала росзагранбанков] можно сделать по-разному, и существует ряд вариантов”, – отмечает собеседник “Ведомостей” в правительстве. Его коллега уверяет, что механизм с обменом акциями пока существует “лишь как идея” и “никаких расчетов и документов по этой схеме еще нет”. Эта схема также потребует допэмиссии акций ВТБ и новой независимой оценки стоимости банков, отмечает другой осведомленный источник, а основной ее недостаток в том, что ЦБ снова окажется акционером Внешторгбанка. “Конфликт интересов [между регулятором и регулируемыми] и возможное неэффективное управление коммерческими банками – вот причины, по которым Центробанк должен выйти из их капитала”, – напоминает Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам.

Узнать мнение Центробанка по поводу “бюджетосберегающей схемы” в пятницу не удалось. А у экспертов она не вызвала восторга. Экономия бюджетных денег – единственный плюс этой схемы, подчеркивает бывший первый зампред ЦБ, руководитель консалтинговой группы БФИ Александр Хандруев, а вот то, что ЦБ опять станет акционером банка, “противоречит его природе и международным канонам”. НБС не обсуждал такой механизм, недоумевает член НБС Владислав Резник. “Задача ЦБ – выходить из капитала комбанков, а не входить. Мне кажется, [НБС] была выбрана понятная схема”, – говорит он. По мнению Хандруева, нужно “отдать ЦБ живые деньги за акции загранбанков и пусть он с них честно заплатит 80% налога [на прибыль]”.

Новая схема затянет весь процесс и вызовет настороженность регулирующих органов Франции и Великобритании из-за сложной структуры сделки и ее неопределенного влияния на капитал ВТБ, предупреждает аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.

Европейские регуляторы могут согласиться на новую схему, но будут требовать от ВТБ адекватной величины капитала, говорит Вьюгин. Правда он сам логики в этой схеме не видит: “В результате ЦБ все равно остается в капитале загранбанков, но опосредованно [через ВТБ]”.