Лоббистам добавят возможностей


Год назад, после теракта в Беслан е, президент предложил создать в России Общественную палату как “площадку, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы”. Через нее общество по замыслу Владимира Путина будет участвовать в “реализации государственной политики”, проводить экспертизу законопроектов и контролировать правительство. Закон об Общественной палате Путин подписал в апреле, правда, ее состав до сих пор не известен. Тем не менее в начале августа за подписью премьера Михаила Фрадкова вышло постановление, по которому министерства, службы и агентства по предложению Общественной палаты могут формировать общественные советы. Полномочия советов остаются на усмотрение чиновников, но в их состав они не могут включать госслужащих, членов обеих палат парламента и судей. Ответ на обращение Общественной палаты они должны дать в течение месяца. Работа в советах оплачиваться не будет.

У чиновников и сейчас полно независимых консультантов, напоминает экс-директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин. В коллегии при министерствах входят представители бизнеса, а для решения отдельных задач и подготовки законопроектов ведомства привлекают экспертов в рамках комиссий и рабочих групп, поясняет он. Например, на заседаниях рабочей группы при комиссии Минэкономразвития по защитным мерам во внешней торговле чиновники регулярно обсуждают с бизнесменами возможные изменения в таможенных тарифах на их продукцию. Минфин в рамках совета по аудиторской деятельности “совместно с аудиторами и их клиентами” готовит законы и “оперативно решает любые спорные вопросы”, хвалится чиновник профильного департамента ведомства. “Вокруг многих министерств работают коллективы экспертов, получила распространение и работа с консультационными компаниями”, – добавляет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Общественные советы в такой ситуации будут пятым колесом, резюмирует Кудюкин, и “непонятно, какой у их членов будет стимул отрываться от всех дел и ехать на собрание”.

Но чиновники и предприниматели не прочь лишний раз пообщаться. Минпромэнерго создаст как минимум два новых общественных совета – по промышленной политике и топливно-энергетическому комплексу, а совет по техрегулированию уже работает, говорит представитель министерства Станислав Наумов. “Такие советы не только контролируют [деятельность чиновников], но и предотвращают ошибки”, – объясняет он. К тому же это “хорошая площадка для белого лоббизма – политика Минпромэнерго должна впитывать в себя видение бизнеса”, считает Наумов. “В рамках экспертных советов при министерствах часто удается отстоять интересы бизнеса”, – признает замруководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. Так, когда экспертный совет при Минфине готовил поправки в первую главу Налогового кодекса, предприниматели убедили чиновников установить максимальное число выездных проверок и сумму претензий, при которой налоговикам для предъявления претензий надо заручиться согласием руководства, рассказывает Беляков. Такие советы – единственный способ для “цивилизованного диалога с властью”, которой предприниматели “открывают глаза на реалии”, считает руководитель “ОПОРы” Сергей Борисов.

В Минэкономразвития тоже думают, не открыть ли новые “площадки для лоббизма”. В органах, куда входят не только чиновники, “всегда есть польза, поскольку [они] стимулируют ведомства к диалогу”, объясняет директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров. При его министерстве уже работают несколько экспертных советов, в том числе по поддержке малого бизнеса и по корпоративному управлению, и это “удобный инструмент взаимодействия между чиновниками и заинтересованными лицами”, говорит Шаров. Минфин тоже “проводит анализ, нужна ли дополнительная структура”, сказал представитель министерства Андрей Сайко.