Пиво без воды


Идея гранулировать пиво пришла в голову Камилу в 2000 г. Тогда он работал старшим инженером германского производителя оборудования для пивоварен – компании Van der Molen. По долгу службы он посетил один из экспериментальных заводов в Австрии. Там гранулировали хлебное тесто с живой дрожжевой культурой, и Камил подумал, что слегка модифицированный технологический процесс можно использовать для гранулирования безалкогольного пива.

И вкус, и пена

Пивные гранулы, изобретенные Герхардом Камилом, легко транспортируются в полиэтиленовых пакетах, могут храниться более трех лет и легко растворяются в холодной воде. Тесты, проведенные в Пивоваренной академии в Мюнхене, подтвердили, что гранулы дают такую же качественную пену, как и традиционное пиво. Раньше проблема состояла в том, что высушенное или концентрированное сусло не давало пены и вкус у получившегося напитка лишь отдаленно напоминал настоящее пиво, говорит Грэхам Стюарт, профессор пивоварения в шотландском университете Хериот-Уотт и глава Международного центра пивоварения и дистилляции. “Если в новом продукте все эти недостатки устранены, то Герхард Камил находится на верном пути”, – утверждает он.

Но изобрести технологию и поставить компанию на ноги – две совсем разные вещи. Когда Герхард только начал экспериментировать с процессом гранулирования, фондовый рынок был в упадке и пивовары скептически относились к любым новым технологиям и всему, что с ними связано. Начальное финансирование Камилу удалось получить только из частных источников, к тому же ему пришлось искать партнеров, которые помогли бы начать производство. Помощь пришла со стороны его работодателя. Благодаря компании Van der Molen Камилу удалось провести первые испытания и подготовиться к выставкам.

В 2001 г. он впервые представил свое изобретение на международной ярмарке напитков в Мюнхене. Реакция не заставила себя ждать. Камил вместе с партнером запатентовал свою идею и создал компанию PlatoTec, которая держит патенты на использование изобретенного ими технологического процесса в странах Европы, США, Канады, Австралии, Индии, Китая и Японии.

Два с половиной года назад Камил ушел с предыдущей работы и основал маркетинговую, производственную и торговую компанию GranMalt, которой была передана единственная лицензия на производство гранулированного пива. В этом году GranMalt была признана лучшей молодой компанией года на мюнхенском, баварском и общегерманском конкурсах предпринимателей.

Выработать стратегию и составить детальный бизнес-план Камилу помогла международная консалтинговая компания McKinsey. По самым скромным прогнозам, через пять лет объем продаж GranMalt составит около $740 млн. Но если 10% немецких пивоваренных компаний перейдет на гранулы, то оборот может достичь $2,4 млрд.

Камил по-прежнему остается единственным владельцем компании. GranMalt до сих пор не обладает собственными производственными мощностями. Пиво закупают у баварских пивоваров, затем его гранулируют на заводах, принадлежащих партнерам Герхарда. Это позволяет контролировать затраты и направлять ресурсы на маркетинг и торговлю. Среди потенциальных производственных партнеров – германский концерн Symrise, четвертый по величине в мире производитель вкусовых и ароматических добавок. Symrise планирует предложить своим клиентам все необходимые ингредиенты для производства пива. Но уже сейчас Камил задумывается о собственном производстве. “В следующие несколько лет я хочу купить установки для изготовления гранул и оборудовать ими собственные производственные мощности”, – говорит он.

Рывок на восток

Одним из ключевых рынков для компании GranMalt может стать Ближний Восток. Дело в том, что изобретение Камила позволяет пивоварам выходить на новые рынки без строительства пивоварен, которое обычно сопряжено с культурными, бюрократическими или политическими препонами. Уже сейчас ближневосточная пивоваренная промышленность работает на пределе производственных мощностей. Появление гранулированного пива позволит местным пивоварам удвоить объемы производства. К тому же растворимое пиво из гранул было признано халяльным, т. е. разрешенным для употребления мусульманами.

Это не первая попытка завоевать мусульманский рынок прохладительных напитков, который оценивается в $1,5 млрд. В 2003 г. концерн Heineken приобрел египетскую пивоваренную компанию Al-Ahram и ливанскую Almaza, а компания Carlsberg купила самый популярный в Саудовской Аравии брэнд Moussy.

Исследовательская компания IMES Consulting оценила объем рынка солодовых напитков в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман) примерно в 77,4 млн л за 2004 г. и полагает, что эта цифра вырастет до 103,5 млн л в следующие пять лет. Томас Якобсен, директор по экспорту в концерне Carlsberg, полагает, что темпы роста могут быть выше: “Ведь рынок Ближнего Востока обладает большим потенциалом роста”.

“Мы можем изготавливать этот продукт в Германии, где пивоваренные традиции насчитывают не одну сотню лет, затем экспортировать его к месту розлива, где гранулы разведут в воде, добавят вкусовые добавки и производители получат линию новых напитков”, – говорит Камил и добавляет, что сейчас он ведет переговоры с несколькими ближневосточными производителями пива, в том числе с иранской государственной компанией-монополистом и с одной из крупнейших компаний в ОАЭ. Но он не хочет вдаваться в детали, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности.

“В Саудовской Аравии заинтересовались созданием мобильной пивоварни для вечеринок”, – говорит Камил. Но для него пиво – это только начало. Он задумывается о другом применении изобретенного им производственного процесса. “Одна японская компания хочет создать солодовый чай, а один из моих клиентов хочет гранулировать глюкозу для внутривенного питания”, – утверждает он. (FT, 26.07.2005, Полина Михалева)