Почтовое чудо


Этот вид – не только свидетельство высокого положения, которого добился 62-летний гендиректор немецкой почты, ведь Deutsche Telekom – крупнейшая по рыночной капитализации компания страны, а Postbank – крупнейший розничный банк, но и заслуженная награда. За 14 лет Цумвинкелю удалось превратить Deutsche Post из отстающего игрока на национальном рынке в крупнейшую почтовую группу Европы.

“Когда я пришел в Deutsche Post 14 лет назад, это была больная почтовая компания с низким качеством услуг и огромными убытками – правительственное агентство, – вспоминает он. – Теперь же мы публичная компания, 55% наших акций находятся в свободном обращении, мы представлены в 220 странах, получаем неплохую прибыль, а качество наших услуг превосходно”. В прошлом году доходы Deutsche Post составили 43 млрд евро, операционная прибыль – 3,35 млрд евро.

В июле правительство Германии в рамках приватизационной программы продало остававшиеся у него акции Deutsche Post госбанку Kreditanstalt fuer Wiederaufbau, которому теперь принадлежат 45% акций почтовой компании.

За последние 10 лет штат Deutsche Post в Германии сократился на 140 000 человек, поскольку компания стремилась сделать свой бизнес на домашнем рынке более эффективным. Цумвинкель гордится тем, что ему удалось избежать принудительных сокращений рабочих мест, правда признавая, что “даже в лучшие времена нам приходилось работать над производительностью”. Добиться такого успеха гендиректор Deutsche Post смог благодаря хорошим отношениям с профсоюзами, к которым он относится как к “партнерам, а не врагам”.

Цумвинкель говорит, что реформирование рынка труда – его страсть. Deutsche Post является спонсором Боннского научно-исследовательского института изучения рынка труда. Цумвинкель не скрывает, что поддерживает две инициативы консервативной оппозиции. Он считает, что Германии необходимо повысить НДС с 16% до 20% (это даст возможность создать 500 000 рабочих мест), а также прекратить искусственно поддерживать высокие зарплаты в восточной части страны.

В последние годы Цумвинкель активно работает еще в одном секторе – финансовом. В июне 2004 г. треть акций Postbank была выведена на Франкфуртскую фондовую биржу. Размещение было трудным: инвесторы посчитали, что цена на акции Postbank была завышена, поэтому IPO пришлось на три дня отложить, снизить цену на акции более чем на 10% и изменить схему сделки (часть бумаг была размещена в виде конвертируемых облигаций). Дополнительные трудности создавал Deutsche Bank, проводивший IPO, который поначалу сам собирался купить Postbank, но передумал, к тому же по его вине произошла утечка информации об оценке стоимости банка.

Про историю с Deutsche Bank с тех пор Цумвинкель говорить отказывается, а вот о нуждах немецкого банковского сектора порассуждать любит.

В конце июля немецкие власти одобрили проведение сделки, которая станет крупнейшей в банковском секторе не только Германии, но и всей Европы. Итальянский банк Unicredito сделал предложение о поглощении за 16 млрд евро немецкому HVB. Объединенный банк по размеру активов сможет войти в десятку крупнейших в мире, поэтому неудивительно, что ажиотаж вокруг сделки был немалый. А вот гендиректор Deutsche Post считает, что немецкой банковской отрасли нужна не консолидация в частном секторе, а приватизация госбанков: на долю сбербанков, контролируемых местными властями, и муниципальных банков приходится больше половины рынка.

“Германия очень эффективно провела приватизацию национальной промышленности”, – говорит он, добавляя, что следующими должны стать банки. “Государство – плохой менеджер”, – считает он.

Хотя теперь финансовое положение Deutsche Post куда лучше, чем 14 лет назад, новые проблемы по-прежнему возникают. Самая насущная из них – необходимость стать глобальной компанией. Долгое время у компании не было отделений в США, поэтому были приобретены две компании по доставке – DHL и Airborne. Все же инвесторы недовольны, потому что последние годы Deutsche Post несет на американском рынке убытки. На безубыточный уровень запланировано выйти в IV квартале 2006 г., хотя аналитики Merrill Lynch утверждают, что исходя из нынешних котировок акций операции в США принесут первую прибыль Deutsche Post только в 2013 г.

Цумвинкель уверен, что поставленная цель компании по силам. “Для меня глобализация – это огромный вызов в области доставки и логистики. Мировая торговля растет темпами, вдвое превосходящими рост ВВП. И все эти товары нужно перевозить и доставлять заказчикам. И если у вас среди клиентов есть глобальные компании, вам необходима глобальная сеть”, – говорит он.

Дома у Deutsche Post трудностей тоже хватает. По планам Еврокомиссии, к 2009 г. должна быть завершена полная либерализация рынка почтовых услуг в странах – членах ЕС. Германия постепенно открывает сектор для рыночной конкуренции, но происходит это не так быстро, как должно бы, жалуется Цумвинкель. Если Франция, Италия и Испания отложат либерализацию, говорит он, то он будет призывать к тому, чтобы то же самое было сделано и в Германии, и во всем Евросоюзе.

Еще одна опасность для почтовых компаний ощущается все явственнее: факсы и электронная почта сильнее и сильнее теснят традиционную почту. Но Цумвинкель уверен, что ставить крест на традиционной почте рано. Он полагает, что электронная почта действительно заменит традиционную в личной переписке, поток деловой корреспонденции тоже со временем снизится. Но развитие адресной почтовой рассылки, по мнению Цумвинкеля, с лихвой компенсирует эти потери.

“Когда я начинал работать с почтой, все мои друзья говорили, что у нее нет никаких перспектив... Но я оптимист. Почта по крайней мере останется на тех же позициях, что и сейчас. Она будет сильным рынком услуг”, – говорит он.

По меркам Германии гендиректор Deutsche Post руководит компанией уже очень долго. Но когда Цумвинкеля спрашивают, сколько еще он собирается оставаться гендиректором, он улыбается и, откинувшись на спинку кресла, говорит: “Так долго, как того захотят акционеры. В свободное время я люблю взбираться на высокие горы и тем же хочу заниматься на работе”. (FT, 26.07.2005, Татьяна Бочкарева)