ВОПРОС ДНЯ: Как поставить чиновников под контроль


С общественным контролем все и так нормально. В министерствах уже существует коллегиальная форма управления. В составы коллегий входят не только члены министерства, но и представители парламента и других министерств и ведомств.

Юрий Сентюрин, экс-вице-губернатор Нижегородской области

Советы нужны. Весь вопрос – кто в них будет сидеть. Если “прикормленные” эксперты – одно дело. Если руководители союзов и ассоциаций – другое. Эти объединения могут позволить себе быть независимыми, ведь за ними частный капитал, влиятельные бизнесмены. В бытность министром я создал из руководителей союзов координационный совет. Хотя задуман он был главным образом как совещательный орган, но послужил и для контроля сельхозчиновников. Совет стал механизмом обратной связи.

Виктор Семенов, экс-министр сельского хозяйства

Создавать, может, ничего и не надо. Можно действовать в рамках существующего законодательства. Например, есть право административной жалобы. Если граждане станут оспаривать в административном порядке действия или бездействие чиновников – это будет куда эффективнее, чем все усилия авторитетных представителей общества из совета при министерстве. В Конституции и сейчас заложено достаточно прав и свобод. Проблема в том, что мало кто ими пользуется.

Александр Ткач, старший преподаватель Российской правовой академии

Лучший общественный контроль – это информационная прозрачность. Например, требование публиковать проекты нормативных актов, собирать и учитывать присланные по ним замечания. По важным законам – вести публичную дискуссию. Но все это требует изменений не только нормативных актов, но и общего отношения к мнению общества. Хотя если даже изменить отношение к важности общественного мнения – все равно у общества будет только совещательный голос. К которому не всегда прислушаются. Возьмите хотя бы необходимую, но в штыки принимаемую обществом монетизацию.

Сергей Шишкин, консультант Института правовых реформ