Драки – не помеха


В Варшаве 31 июля избили и ограбили троих детей российских дипломатов. Поляки списали было инцидент на скинхедов, но президент России Путин, нечасто комментирующий подобное, назвал происшествие “недружественным актом, который нельзя иначе квалифицировать, кроме как преступление”. Спустя неделю в Москве был избит 29-летний сотрудник польской дипмиссии. Польский МИД рассматривает происшествие как “хулиганские действия” и не видит за ним “политического контекста”, заявил вчера пресс-секретарь польского МИДа Томаш Сератич. Но вчера посольство Польши в Москве передало в российский МИД ноту, где назвало ситуацию “неприемлемой” и попросило обеспечить безопасность сотрудников дипмиссии. Российский МИД выразил сожаление, “процитировав” заявление польских коллег после инцидента в Варшаве.

Хотя сами по себе избиения детей в Варшаве и сотрудника дипмиссии в Москве – “изолированные инциденты, а не проявление госполитики”, тенденция ухудшения российско-польских отношений в последние месяцы налицо, отмечает Борис Шмелев, руководитель отдела сравнительных политических исследований Института экономики РАН. Польский президент Александр Квасьневский участвовал в разрешении кризиса на Украине, и к власти пришел Виктор Ющенко (Москва поддерживала его оппонента Виктора Януковича); с тех пор стороны еще обменялись “любезностями” в дни празднования 60-летия Победы. А в июле Польша критиковала Россию за отказ ратифицировать пограничное соглашение с Эстонией. Если так пойдет и дальше, экономические связи могут начать сворачиваться, замечает Шмелев.

В прошлом году, по данным Госкомстата, Россия экспортировала в Польшу товаров почти на $5,7 млрд, львиная доля пришлась на газ, черные металлы и удобрения. Польский импорт в Россию составил $2,3 млрд – в основном фрукты и овощи, а также лекарства. Представитель “Газпрома” решил не отвечать на вопрос о влиянии дипломатических скандалов на поставки газа в Польшу.

Бизнесмены драматических последствий не ждут. “Все это не имеет никакого отношения к бизнесу”, – считает представитель крупной компании – импортера продуктов питания из Польши. “Контракты заключаются на несколько лет, так что, если не будет более серьезного обострения, изменений не будет”, – говорит представитель другой компании, активно торгующей с Польшей. “Нередко бывает, что политические отношения между странами сложные, но торговля развивается”, – вторит им представитель Некоммерческого партнерства по развитию цветочного бизнеса (многие цветочники импортируют цветы из Польши), пожелавший остаться неназванным.

Чтобы конфликт отразился на деловом климате и двусторонних торговых отношениях, нужно, чтобы он длился много месяцев, считает замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко, но “пока о таком влиянии говорить рано”. Вступив в Евросоюз, Польша во многом утратила суверенитет в торговых переговорах, так что и тут опасаться не стоит, считает он.

Внутри ЕС Польша активно претендует на роль “диспетчера” европейской политики на Востоке, подчеркивает главный редактор журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. И хотя “зубры Евросоюза” – Франция и Германия – от этой идеи не в восторге, на деле активность поляков выливается во вполне конкретные лоббистские действия – вроде возмущения против строительства североевропейского газопровода между Россией и Германией по дну Балтийского моря в обход территории Польши.

“Даже если Польша предложит наказать Россию за происшедшее, убедить остальных членов ЕС в важности этого случая будет сложно, – считает Катинка Бариш из Центра европейской реформы. – Проблем в российско-европейских отношениях можно будет ждать лишь в том случае, если “Россия демонстративно попытается оправдать виновных в нападении”.

“Это скорее символическое возмущение, похожее на инерцию фобии перед Россией”, – полагает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. “Содержательных политических угроз со стороны Польши ждать вряд ли стоит, но политический фон такие ситуации, конечно, портят”, – соглашается зампред думского комитета по международным делам Наталья Нарочницкая из “Родины”.