Golden Telecom меняет стратегию


Golden Telecom является одним из крупнейших российских провайдеров коммутируемого доступа (dial-up) в Интернет. Как сообщается в финансовом отчете компании, за последний год – с июля 2004 г. – количество dial-up-абонентов GT выросло почти на 9000 – до 394 250 человек. Половина абонентов приходится на Москву, половина – на регионы.

Однако, несмотря на рост количества абонентов, доходы GT от предоставления услуг Интернета начали снижаться. Операционный доход в этой сфере за первое полугодие 2005 г. снизился на 31,3% по сравнению с первым полугодием 2004 г. – с $1,6 млн до $1,1 млн. ARPU dial-up-абонентов снизилось с $8,28 в 2004 г. до $7,40 в 2005 г.

“Результаты GT в секторе интернет-доступа разочаровали не только нас, но и саму компанию”, – замечает ведущий аналитик “Ренессанс Капитала” Алексей Казбеги. В отчете Golden Telecom по итогам II квартала говорится, что компания объясняет уменьшение доходов популяризацией в больших городах, особенно в Москве, услуг широкополосного доступа к Интернету. Действительно, по данным опроса Romir Monitoring, сейчас в Центральном федеральном округе 39% интернет-пользователей используют широкополосный доступ по технологии ADSL. В остальных регионах им пока пользуются только 3–10% интернетчиков.

“Мы предвидим, что в дальнейшем будет происходить усиление конкуренции и замещение коммутируемого доступа широкополосным”, – говорится в отчете GT. Далее сообщается, что в настоящий момент компания рассматривает возможность выхода на рынок беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет в крупных городах, таких как Москва. В частности, для этого компания приобрела за $500 000 75% акций компании Diacom, имеющей лицензию на использование радиочастот в диапазоне 2,4 ГГц.

“Мы намерены уже в ближайшее время начать эксплуатацию беспроводного широкополосного доступа, сейчас специалисты выбирают технологию, по которой мы будем работать”, – говорит директор по маркетингу и развитию услуг GT Андрей Шишло. По его словам, проводной широкополосный доступ на массовом рынке компания развивать не смогла бы, так как у нее нет адекватного доступа к существующим абонентским телефонным сетям. “Беспроводные технологии дают возможность обойти это ограничение”, – замечает Шишло.

При этом полностью отказываться от предоставления услуг коммутируемого доступа Golden Telecom не намерен. “Dial-up еще долго останется самым популярным способом доступа к сети Интернет, ведь многие просто не готовы платить за постоянный доступ”, – говорит Шишло. Он замечает, что, согласно независимым опросам, более 14% пользователей Интернета вообще не рассматривают никаких вариантов, кроме коммутируемого доступа, и не предполагают от него отказываться в будущем.

“Главные плюсы беспроводного широкополосного доступа – это быстрота развертывания и меньший объем инвестиций, чем при проводном доступе”, – считает директор по маркетингу “Комстар – Объединенные Телесистемы” Дмитрий Дронов. Вместе с тем, замечает Дронов, в Москве использовать беспроводной доступ будет достаточно тяжело из-за переполненности частотного ресурса. С ним согласен аналитик J’son & Partners Борис Овчинников, отмечающий, что диапазон 2,4 ГГц – “очень засоренный”. В “МТУ-Интел”, основном игроке московского рынка широкополосного доступа, также скептически отнеслись к планам GT по развитию беспроводного доступа. “Существующие беспроводные технологии пока не позволяют передавать сигнал на большое расстояние”, – говорит эксперт по информационному обеспечению “МТУ-Интел” Илья Фабричников.