ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: Сделай сам


Гражданское общество в России напоминает невидимый град Китеж. О нем много говорят, продуцируют кучу мифов, но вот только пощупать сложно. Вроде бы на бумаге все нормально: в стране зарегистрировано более 300 000 неправительственных организаций (НПО), которые решают конкретные социальные и экологические проблемы, занимаются защитой прав людей. Но в реальной действительности остается только поклониться немногочисленным реально работающим НПО, в то время как остальная масса – не более чем имитация.

В чем же причины такой безрадостной картины? Во-первых, это еще не изжитое наследие советской эпохи, когда любая общественная активность либо пресекалась на корню, либо вырождалась в свою противоположность под жестким контролем партии и спецслужб.

Во-вторых, сформированное в последние годы налоговое законодательство, фактически не позволяющее отечественному бизнесу направлять в пользу НПО сколько-нибудь значимые деньги.

А это, в свою очередь, стало следствием того, что, в-третьих, нынешнее государство, как и советская власть, хронически не доверяет любой неподконтрольной общественной активности. Тут речь идет о таких благоприобретенных комплексах, как «пятая колонна» и «оранжевая революция».

После недавней встречи Владимира Путина с наиболее известными правозащитниками, собранными Эллой Памфиловой, очень хотелось верить, что наконец власть – в лице президента – пошла на диалог с гражданским обществом. А до того, как выразилась Памфилова, все предложения общественности правительством выбрасывались в мусорную корзину. Но как часто правозащитники попадают в Кремль? Максимум раз в год на два-три часа. Очевидно, что диалог такой высокой интенсивности не может принести сколько-нибудь значимые плоды.

Можно, конечно, надеяться на Общественную палату, объявление первых 42 членов которой ожидается в ближайшее время. Однако если там будут заседать люди пусть и весьма заслуженные, но не умеющие профессионально работать с проектами законов и решений правительства, то толку от этого органа будет намного меньше, чем вреда. Ведь люди в очередной раз разочаруются в искренности намерения власти снизойти до понимания потребностей народа.

Но как ни старайся, а желание людей самореализоваться сильнее всяких запретов и препятствий. Если нынешние наиболее известные НПО появились как наследники диссидентских организаций советского периода или сформировались на первой демократической волне перестройки и реформ начала 90-х гг., то в последнее время начали появляться НПО совершенно нового типа. Приведу только два примера.

Пару лет назад группа людей, назвавших себя “Мурзиками”, решила без лишнего шума и гама помогать детям-сиротам. Вот что они пишут о себе: “Нас несколько сотен человек. Нас объединяет общее дело – помощь сиротам. Помощь сиротам – это наше добровольное дело (т. е. не бизнес). Сегодня под покровительством “Мурзиков” находятся 3000 сирот, живущих в 39 самых нищих детских домах Центральной России. Помощь оказывается не разово, а на постоянной основе. Деньги мы берем преимущественно из своего кармана. Деятельность прозрачная, отчетность публикуется на сайте”. Можно сказать: эка невидаль – благотворительность всегда была. Но есть нюанс. На Россию уже не первый год накатывают потоки нефтедолларов, а в государственных (!) детских домах не хватает самого элементарного. Каждый из 3000 сирот ежегодно получает от “Мурзиков” пару зимних ботинок, пару кроссовок, пару домашней обуви, спортивный костюм, зимнюю куртку, носки и белье. Такой комплект стоит около 30–40 у. е. На всех – 90 000–120 000 у. е. в год. И таких сумм нет у нашего государства и контролируемых им коммерческих структур типа “Газпрома” или “Роснефти”? Я думаю, с одного раза можно догадаться, что думают о властях эти достойные люди и как они отреагируют на призыв эти власти поменять.

Другой пример. В мае этого года родилось движение “Свобода выбора”. Повод был весьма прозаическим – правительство грозилось запретить автомобили с правым рулем. Да и сейчас лозунги этого движения касаются ОСАГО, транспортного налога и цен на бензин. Но почитаем декларацию, которая размещена на сайте движения. «Мы – народ. И Россия – наше Отечество, наша Родина, наша земля. А те, кто принимает и исполняет законы, это наши служащие, которых мы наняли на работу, но они об этом забыли. Они напринимали кучу казуистических законов, которые должны их от всего защитить, и от нас в первую очередь. Но они заблуждаются! Нерадивого и вороватого слугу на Руси всегда выгоняли взашей. А были времена, и пороли”. Кстати, 31 июля члены движения выехали на очередную акцию протеста на своих автомобилях с оранжевыми ленточками и были благополучно разогнаны московской милицией.

И таких примеров появляется все больше и больше. Причем не только в Москве, но и в регионах. Люди, устав надеяться на государство, начали объединяться, несмотря ни на что – примеров административного давления и просто чиновничьей тупости по отношению к ним можно привести сколько угодно. Да, пока это разрозненные очаги, не побоюсь этого слова, гражданского сопротивления, самообороны. Но эта масса рано или поздно выдвинет из своих рядов политических харизматических лидеров, которые реально будут требовать смены власти сначала в своем микрорайоне, затем в губернии, а потом и в России. Причем все это может произойти почти одновременно. Тем более что в 2005–2008 гг. состоятся выборы и в большую часть муниципалитетов, и в региональные законодательные собрания, и в Государственную думу, и, наконец, выборы президента.

Со стороны нынешней власти было бы величайшей глупостью либо игнорировать эту новую волну самоорганизации народа, либо пытаться топорными способами (например, вызовами на ковер в высокие кабинеты или примитивным милицейским разгоном) загнать ее в административно удобное ложе. Единственный достойный вариант: осознать, что сермяжная правда – именно в этих пока еще малозаметных grass-roots, движениях, возникающих по инициативе снизу. Там и непритворное гражданское общество, и “среднесрочная программа”, и “национальная стратегия”.