ИНТЕРВЬЮ: Александр Афанасьев, основатель Санкт-Петербургской аптечной сети “Фармакор”


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Основатель крупнейшей в Санкт-Петербурге аптечной сети “Фармакор” Александр Афанасьев ведет компанию “своим путем”. В то время как основные конкуренты “Фармакора” в Москве и Петербурге отдают предпочтение новому формату – большим аптекам с открытой выкладкой, – Афанасьев, бывший провизор, верен “классической аптеке”. Он считает, что на нынешнем этапе развития экономики этот формат по-прежнему больше подходит для большинства российских городов. О своем видении того, как будет развиваться отечественный рынок торговли лекарствами, и “Фармакор” в частности, Афанасьев рассказывает в интервью “Ведомостям”.

– Сейчас компания “Фармакор” управляет примерно 200 торговыми точками, если считать находящиеся в процессе регистрации. Для ритейла это довольно много. Как компании удалось построить такую сеть?

– Все началось в 1990 г. По образованию я провизор, именно это и сыграло свою роль в том, что “Фармакор” занялся фармацией. Компания была основана как оптовая фирма, а в 1996 г. мы решили, что нам нужна собственная розница.

– На чем основывалось ваше решение?

– Руководство тогдашних госаптек закупало товар, руководствуясь не такими критериями, как цена и качество, а другими, не маркетинговыми факторами. Мы же были уверены, что наше предложение интереснее, качественнее и дешевле, чем у конкурентов, поэтому и создали собственную розничную сеть. Первая аптека была открыта на Тимуровской улице в декабре 1996 г. Потом розничное направление стало так динамично развиваться, что даже не было мысли остановиться. Правда, при этом мы не забывали про другие направления фармдеятельности. Сейчас, кроме аптек, компания занимается производством и оптовой торговлей лекарственными средствами.

– С какими сложностями вы столкнулись, развивая розницу?

– Самым сложным было и остается решение вопросов с поиском новых помещений. У нас целый отдел этим занимается. Новых площадей в городе строится мало, поэтому подходящую недвижимость ищем везде: присматриваем магазины на вторичном рынке, участвуем в проектах строительных компаний, частично строим сами.

– Вы закрываете торговлю в менее интересных местах и открываете в местах с большей проходимостью. Каков процент этой ротации?

– Если аптека нерентабельна, мы ее закрываем, но это происходит редко, доля таких случаев низка. Как правило, мы аптеки не закрываем, а переводим, если удается найти для них более интересное помещение. В основном же решаем эту проблему профилактически: стараемся просчитывать экономическую эффективность каждого места еще до открытия торговой точки, исходя из того, что имиджевых аптек быть не должно – все должны приносить прибыль. Если бы мы не проводили такой экономической профилактики, то в “Фармакоре” ситуация была бы такой же, как и в целом по городу: масса аптек, из которых каждые три дня одна аптека открывается, другая закрывается.

– А какова сейчас ваша рентабельность?

– Если говорить о цифрах, то корректно сказать, что сейчас у нас рентабельность составляет 6–12%. Это больше, чем у многих других, – сетевой бизнес позволяет минимизировать расходы. Собственный логистический центр и транспортная служба также относятся к факторам, которые позволяют минимизировать расходы.

– В следующем году вы планируете открыть 60 новых точек. Что для вас сейчас более важно: освоение центра города или периферии?

– Главное, чтобы аптека была востребована и прибыльна. Основное направление у нас сейчас – региональное развитие. Речь, конечно, не идет о Дальнем Востоке или Сахалине, это неудобно с точки зрения логистики. Пока мы занимаемся территорией, прилегающей к Петербургу. Региональное развитие решили начать с Северо-Западного региона. При этом нужно понимать, что, когда мы выходим на региональные рынки, нам не интересны доли рынка менее 15–20%. Сейчас мы уже заняли около 6% рынка Петрозаводска. Вот-вот откроются аптеки в Пскове. В Ленинградской области рассчитываем на 18–20% в следующем году. Новые точки будут открываться и в Петербурге, если возникнет возможность открыть их в хорошем месте.

– Почему вам принципиально занимать именно 20% рынка?

– При достижении 20% рынка торговая марка начинает влиять на рынок, она становится узнаваемой, дает возможность получения дополнительных преференций от поставщиков, обеспечиваются удобство и удешевление логистики.

– Москву вы тоже относите к регионам, которые прилегают к Петербургу?

– Да, конечно.

– И когда там могут открыться первые аптеки “Фармакора”?

– Когда представится для этого хорошая возможность. Например, через покупку 8% или для начала хотя бы 5% московского рынка. Это не обязательно должна быть аптечная сеть, речь может идти о сети из магазинов, которые можно перепрофилировать под аптеки.

– Московские сети очень интересуются петербургским рынком. Почему, на ваш взгляд, они так медленно здесь развиваются?

– Потому что компании создавались на продажу, они просто надувают обороты.

– Если они надувают обороты, им было бы интересно открыть еще 10–20 точек, чтобы надуть обороты еще больше. Но они же этого не делают. Что им не удается?

– Москвичи смотрят те помещения в городе, от которых отказались все петербургские игроки. Они платят такие деньги, которые не согласны платить петербуржцы. И устанавливают зарплаты сотрудникам такие, каких здесь не платит никто. Те, кто делает компанию на продажу, хотят любой ценой показать, что компания развивается.

– Вы оцениваете свою долю на рынке Петербурга в 35%, а в 2006 г. хотите довести ее до 45%. За счет чего может произойти такой рывок?

– На рынке сейчас происходят серьезные изменения. Многие аптеки, не выдерживая конкуренции, закрываются (в том числе государственные, пострадавшие от монетизации льгот). Некоторые меняют формат, уходя с лекарственного рынка. Эта ниша пустовать не будет, и займут ее прежде всего ведущие сети.

– Интересна ли вам приватизация тех четырех ГУПов (“Петербургские аптеки № 1”, “Петербургские аптеки № 2”, “Петербургские аптеки № 3” и “Петербургские аптеки № 4”), которые сейчас объединяют государственные аптеки?

– Если будет проводиться конкурс, нам будет интересно поучаствовать. Но, насколько я знаю, их приватизация не планируется.

– Вы сказали, что многие аптеки меняют формат, уходят с аптечного рынка. С другой стороны, некоторые игроки аптечного рынка критикуют “Фармакор”, считая, что компания зря игнорирует формат аптек с открытой выкладкой. Почему вы не хотите развивать открытую выкладку?

– Я знаю пару сетей, которые убыточны из-за того, что работают в этом формате. Некорректно было бы их называть. Мы не отказываемся от формата открытых форм продаж, просто считаем, что нельзя полностью переходить на него.

Когда эта идея только появилась, все бросились копировать американские drugstores. Однако этот формат оказался неэффективен, в том числе и по нашему собственному опыту. Надо понимать, чем торгуют аптеки с открытой выкладкой – это не лекарства, скорее парафармацевтика и косметика. Если говорить о российском рынке, то здесь такая форма востребована пока только в Москве. Там этот формат живет, так как у людей главный параметр – время, поэтому им выгодно покупать все в одном месте. Для Петербурга и других городов-миллионников это справедливо только отчасти.

Конечно, формат имеет право на жизнь, но мы считаем классическую аптеку более выгодным форматом для развития “Фармакора”. Если он нам разонравится, мы в течение полугода будем способны перевести сеть на открытую выкладку.

– Как вам удастся сделать это за полгода? Надо будет искать новые помещения большей площади. Ведь компании, которые открывают такие аптеки, делают это в больших помещениях.

– Вы были в этих аптеках? Там стоят стиральные порошки, товары для сауны, освежители воздуха, и это может занимать тысячу метров. Для того чтобы сделать аптеку с открытой выкладкой, достаточно зала площадью 70–80 кв. м. Когда нам понадобится открыть супермаркет, мы откроем супермаркет. Почему у других игроков на рынке возникает потребность открывать такие аптеки? Потому что их не устраивают обороты, которые они делают на лекарствах.

– Петербургские игроки аптечного рынка прогнозируют, что через два-три года в аптеках открытого формата будет продаваться 30–40% лекарств. Вы с этим прогнозом не согласны?

– Я согласен с обоснованными прогнозами. Цифры, о которых вы упоминаете, основываются на том, что народ будет богатый, денег некуда будет девать, поэтому они станут покупать в аптеке и духи, и все остальное. Не вижу здравой аргументации для этого прогноза. Почему вы должны идти в аптеку покупать парфюмерию? Вам приятнее стоять в очереди с больными людьми или идти в магазины элитной косметики?

– Как вы сами обозначаете формат, в котором работаете?

– Можно разделить аптеки “Фармакора” на аптеки, которые работают при учреждениях здравоохранения, и классические аптеки.

– “Фармакор” в этом году выиграл тендер на открытие 43 аптечных пунктов при поликлиниках. Это та самая часть сети из 200 торговых точек, которая находится в стадии регистрации?

– Да, к сентябрю 95% точек будет открыто.

– Создание аптечных пунктов при поликлиниках – интересный бизнес? Участники рынка говорят, что он непривлекателен из-за маленькой площади и узкого ассортимента.

– На 10–15 кв. м оборот, конечно, будет ниже, чем на 200 кв. м. Зато рентабельность будет, думаю, даже выше, чем у аптек, – благодаря низким затратам.

– Каким образом сети конкурируют между собой? Конкуренция сейчас лежит в области рекламы или есть какие-то другие способы?

– Это прежде всего цена, гарантия качества препарата, акции по привлечению внимания больного к тому, что именно тот препарат, который ему нужен, есть в сети. Реклама скорее вторична. Можно потратить средства на нее, а можно цены снизить на 5%. Наш опыт говорит, что последнее более эффективно. Эффективны прямая рассылка, дисконтные карты для пенсионеров.

– Что еще включает в себя фармацевтическая деятельность “Фармакора”, кроме аптек?

– Производство собственных лекарственных средств и БАДов по мировым стандартам, оптовое подразделение и все то, что способствует минимизации расходов. Например, понадобилась нам транспортная служба – создали транспортный отдел. Понадобилось собственное строительство – завели свою строительную организацию со всеми необходимыми лицензиями, которая только сейчас ведет строительство 15 объектов. С поиском недвижимости – то же самое.

Не то чтобы мы совсем не обращались к сторонним организациям, просто в определенный момент объем работ по этим операциям вырастает настолько, что можно прилично сэкономить, делая их самостоятельно.

– Каковы доходы компании, велика ли доля розницы?

– Судите сами: в 2004 г. оборот составил $98 млн, из которых $80 млн пришлось на оборот розничного направления. В этом году планируем оборот около $132 млн, из которых $105 млн придутся на розницу.

– Вы не планируете привлекать финансовых партнеров или, может быть, продать сеть?

– Планов по продаже сети в настоящий момент нет. Это не означает, что мы отвергаем саму идею переговоров на эту тему. Однако обсуждаться в принципе могут только конкретные предложения, учитывающие все рыночные факторы.

– Какая цена может вас заинтересовать?

– Все сделки, которые в последнее время совершались на рынке в фармсекторе, были как минимум равны годовому обороту покупаемых компаний.

– Это и есть та цена, которая вас устроит?

– Это та цена, которая есть на рынке.

– Правда, что вы вели переговоры о продаже “Фармакора”?

– Да, интересуются многие... Приезжают нефтяники, представители банков, иностранцы.

– Насколько известно, у вас есть и другой бизнес, кроме аптек?

– Одно из новых направлений – рестораны. Хотя формально это не “Фармакор”, ресторанный бизнес выделен в отдельное юридическое лицо – группу “Тритон”. Сейчас у нас три ресторана: “Тритон”, “Дастархан” и “Гюльчатай”. В начале августа открывается четвертый, а к концу года будет восемь (к уже существующим добавятся два ресторана под названием “Монтана”, а также “Маяковский”, “Миру Beer” и “Тбилисо”). Объем инвестиций – около $8,5 млн.

– Вам просто интересно открывать рестораны или это новое направление бизнеса?

– Личный интерес – это когда люди пишут картины. А рестораны – это бизнес.

– Вы с 1999 г. являетесь депутатом Госдумы, и заниматься бизнесом вам запрещено. На кого оформлены сейчас акции “Фармакора”?

– В этом вопросе все законодательные нормы соблюдены, как и во всех других аспектах деятельности нашей компании.