Ликвидировать Coca-Cola


Вчера в Красноярском управлении ФАС состоялось заседание комиссии по делу в отношении компании Coca-Cola HBC. Управление возбудило дело в отношении Coca-Cola HBC 20 июля 2005 г. по жалобе Красноярского госцирка. Как пояснил представитель управления ФАС Олег Харченко, цирк предоставил текст договора с Coca-Cola, в котором был пункт, запрещающий реализовывать безалкогольные напитки других производителей. УФАС усмотрело в этом положении договора признаки нарушения п. 5 ст. 6 закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, говорит Харченко.

Пока дело отложено – цирк отказался предоставить УФАС информацию о реализации напитков. “Мы возбудили процесс о непредоставлении информации”, – говорит Харченко. Получить комментарии от руководства цирка вчера не удалось.

А в Федеральной антимонопольной службе уже готовят масштабное расследование деятельности Coca-Cola по всей стране. “В ближайшие дни будет проведено серьезное рассмотрение этого вопроса”, – заявил вчера “Ведомостям” начальник управления ФАС Теймураз Харитоношвили – и предложил компании “в добровольном порядке устранить нарушения, если таковые имеются”, в других регионах.

По словам Харитоношвили, антимонопольные органы считают заключение подобных договоров порочной практикой: “Это грубейшее нарушение закона, которое влечет за собой суровое наказание”. Харитоношвили напомнил, что закон позволяет и ликвидировать компанию-нарушителя – в судебном порядке.

Разбирательство в Красноярске уже вынудило Coca-Cola пойти на уступки антимонопольным органам. По словам Харченко, вчера сотрудники Coca-Cola заверили ФАС, что в сентябре перезаключат договоры в крае и уберут оттуда пункт, запрещающий торговлю продукцией других производителей. “По информации, представленной Coca-Cola HBC, такие договоры заключены компанией с несколькими сотнями организаций торговли и развлекательных заведений”, – рассказал Харченко.

В российском подразделении Coca-Cola HBC от комментариев до вынесения окончательного решения ФАС отказались.

Бывший менеджер Coca-Cola говорит, что на эксклюзивные договоры приходится не более 20–25% продаж компании. “Это существует по всему миру, особенно в сегменте HoReCa”, – говорит он.

“За эксклюзивное размещение своей продукции на полках Coca-Cola или PepsiCo оказывают маркетинговую поддержку своим партнерам. Это может выражаться в спонсировании рекламных акций или просто в перечислении некой суммы, которая расходуется по усмотрению компании-партнера”, – объясняет Виталий Рудов, открывающий пиццерии Pizza Hut по субфраншизе.

“Если брэнд серьезный, то компенсация за отсутствие конкурентов на полках может составлять до $10 000 в год”, – добавляет владелец другой сети ресторанов.

Председатель совета директоров компании “Маркон” (брэнд “Стоп-Топ”) Сергей Шахарев говорит, что ему “тоже выгоднее работать с одним поставщиком, потому что тогда закупочные цены ниже”. Шахарев уверен, что Coca-Cola и ее партнеры найдут способ обойти требование ФАС – переподпишут договоры так, чтобы в них отсутствовала раздражающая антимонопольщиков строчка. “Существуют и другие рыночные рычаги воздействия – например, компания может лишить продавца оборудования, предоставленного на условии эксклюзивной работы”, – добавляет бывший сотрудник Coca-Cola.

Аналогичная практика существует и на табачном рынке. По словам представителя транснациональной табачной компании, на эксклюзивные продажи, закрепленные соответствующими договорами, приходится около 10% выручки производителей. Те же условия диктуют своим потребителям крупные пивоваренные компании и производители жевательной резинки, подтверждают их сотрудники.

Но в ФАС пока не торопятся расследовать другие рынки. “Мы сейчас пока заняты Coca-Cola”, – говорит Харитоношвили.