Позаботьтесь о “Газпроме”


“Газпром” – крупнейшая компания и главный заемщик страны. За прошлый год его долг вырос на $4,3 млрд до $24,9 млрд. При этом рейтинг “Газпрома” по шкале S&P (ВВ- с “позитивным” прогнозом) значительно ниже суверенного (ВВВ- “стабильный”). В этом виновно в первую очередь государство, которое не поддерживает газовую монополию, считают аналитики S&P. “Скорее, наоборот, неблагоприятное регулирование цен и неясность государственной экономической политики в отношении “Газпрома” отражаются на его кредитоспособности негативным образом”, – говорится в опубликованном вчера отчете агентства, посвященном “Газпрому”. Внутренние цены на газ регулируются государством и настолько низки, что едва компенсируют текущие расходы и не покрывают капитальные затраты, отмечают аналитики агентства. В 2004 г. внутренняя цена на газ составила в среднем $28,7 за 1000 куб. м, а в Европу “Газпром” продавал газ по $130. В итоге “Газпром” фактически не получает прибыли от продажи около 60% газа на внутреннем рынке. А чтобы удовлетворить свои растущие потребности, “Газпром” вынужден все больше занимать.

Не нравится S&P и корпоративное управление “Газпрома”. Он продает газ в страны СНГ по низким ценам, иногда через “непрозрачных посредников”, вкладывает деньги в “непрофильные и малорентабельные активы” (СМИ), а в прошлом году увлекся еще и электроэнергетикой. Эти инвестиции агентство оценивает как “крупные и достаточно сомнительные с точки зрения финансовой отдачи”. В результате монополию не спасают даже рекордно высокие цены на нефть и газ: по итогам 2004 г. свободный денежный поток “Газпрома” от операций после капвложений (free operating cash flow) оказался отрицательным. А отношение операционного денежного потока к совокупной задолженности у монополии составило 30% против, например, 143% у “ЛУКОЙЛа”.

S&P ждет, что дела “Газпрома” пойдут в гору после того, как государство получит контрольный пакет его акций. Агентство предполагает, что “укрепление связей с государством [...] может вылиться в более ощутимую финансовую поддержку “Газпрома”. В этом случае его рейтинг в течение года может быть повышен на одну-две ступени, говорится в отчете.

Надеются на это и в “Газпроме”. Пресс-секретарь председателя правления монополии Алексея Миллера Сергей Куприянов называет низкую внутреннюю цену газа “исторически сложившимся перекосом”. “Мы предлагаем исправить эту ситуацию и отменить регулирование цен на газ для промышленных потребителей”, – говорит он, надеясь, что повышение рейтинга позволит “Газпрому” снизить стоимость заимствований.

Руководитель управления долговых инструментов банка “Союз” Михаил Автухов сомневается, что отношение государства к “Газпрому” после получения контроля над монополией изменится кардинально. А чиновник Минэкономразвития напоминает, что тарифы “Газпрома” и так растут быстрее инфляции. Так что рассчитывать на резкое увеличение цен на газ в ближайшем будущем монополии не стоит, уверяет собеседник “Ведомостей”.

“Нам больше близка точка зрения другого рейтингового агентства – Moody’s, которое считает, что по уровню кредитоспособности “Газпром” не уступает России. Кризис 1998 г. показал, что корпорация может быть устойчивее государства”, – отмечает Автухов. Moody’s недавно изменило методику оценки кредитоспособности компаний с госучастием и стало учитывать не только риск их банкротства и вероятность поддержки государством, но и самочувствие компании в случае дефолта страны. По результатам пересчета рейтинг еврооблигаций “Газпрома” оказался выше суверенного.

Аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин отмечает, что S&P традиционно консервативно оценивает “Газпром”. Он напоминает, что рейтинг крупнейшей в мире газовой компании, по версии агентства, ниже, чем у “ЛУКОЙЛа” и “Норникеля”, и такой же, как у “Сибнефти”. “Это не совсем корректно, и инвесторы голосуют за “Газпром” деньгами – его долги котируются вблизи ОФЗ и облигаций госбанков”, – резюмирует эксперт.