Пьяные деньги


Сейчас 20% алкогольного акциза платит производитель в федеральный бюджет. После этого спиртное поступает на региональный акцизный склад, который выплачивает остальные 80% акциза – уже в бюджет региона, где алкоголь продается. С 1 января 2006 г. вступают в силу поправки в закон о производстве и обороте алкоголя, по которым акцизные склады упраздняются, а всю сумму платежей в федеральную казну будут платить производители.

Вчера правительственные чиновники, депутаты и сенаторы на трехсторонней комиссии по бюджету решали, как поделить поступления от акцизов между территориями при новой схеме. По одному из вариантов, регионы, в которых продается алкоголь, должны были оставлять себе 36% сборов, а остальное центр распределял бы в зависимости от поступлений в местные бюджеты в 2004 г. Но в июле комиссия с минимальным перевесом голосов решила, что все акцизы будут уходить в Москву. Вчера пересмотрели и это решение: 20% платежей получат регионы, где работают производители, а 80% поделит центр в пропорции, которая сложилась в 2004 г.

У территорий в этом случае появится стимул “работать с налогоплательщиками” и расширять налогооблагаемую базу, радуется директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов. С ним согласна член думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева: “Должна быть зависимость между тем, что производится в регионе, и тем, сколько [налогов] ему с этого поступает”. Но многие территории недосчитаются денег, сетует член того же комитета Сергей Штогрин. “Производства расположены в основном в Центральном, Приволжском и Южном округах, а, например, девять из десяти регионов Дальнего Востока потеряют от нововведения”, – поясняет он. В Минфине, правда, посчитали, что все выпадающие доходы – около 1,4 млрд руб. – будут компенсированы ростом поступлений от акцизов: по сравнению с 2004 г. они увеличатся с 48 млрд руб. до 69 млрд руб.

В регионах в это не верят. Все акцизы должны оставаться в регионах, а “если [делиться] по-братски, то 50% на 50%”, считает руководитель департамента правительства Мурманской области Вячеслав Зиланов. “Мы все очень хорошо знаем, сколько времени выбивается трансферт и сколько к этому нужно приложить усилий, – гораздо легче собирать налог с предприятий, чем выбивать его из центра”, – добавляет гендиректор ассоциации “Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса” Михаил Злыдников. Тогда на местах смогут “понять, на что рассчитывать”, поясняет он.

К налогоплательщикам в регионах не станут относиться внимательнее, уверяет начальник управления экономики Пензенской области Михаил Косой: рост налоговой базы “может быть обеспечен только запретом на самогоноварение и решением проблемы с техническими спиртами”, а принятая схема касается простого перераспределения налогов. Получится, что выиграют регионы, в которых из-за консолидации алкогольных предприятий под крылом Росспиртпрома производство и продажи упали, а “те, кто старался наращивать свое производство”, проиграют, недоволен Косой.