Coca-Cola разбавят


Вчера Федеральная антимонопольная служба сообщила, что Coca-Cola HBC Eurasia перестанет запрещать своим продавцам торговать напитками других производителей. “Coca-Cola заявила о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства – исключении из всех своих договоров пунктов, ограничивающих конкуренцию на рынке газированных напитков”, – цитирует пресс-служба руководителя ФАС Игоря Артемьева. По словам чиновника, в службе восприняли это заявление как желание Coca-Cola устранить допущенные недостатки не только в Красноярском крае, но и в других регионах.

Красноярское управление ФАС возбудило в отношении Coca-Cola HBC дело 20 июля по жалобе Красноярского цирка. В договоре между цирком и Coca-Cola HBC УФАС усмотрело признаки нарушения п. 5 ст. 6 закона “О конкуренции...”. В российском подразделении Coca-Cola HBC Eurasia вчера подтвердили, что компания готова отказаться от эксклюзивных договоров. “Мы изменим договоры с клиентами с целью устранения возможных несоответствий антимонопольному законодательству”, – говорит представитель Coca-Cola Владимир Кравцов. Таким образом корпорация хочет избежать преследования со стороны антимонопольного ведомства в России. “В случае добровольного устранения нарушений ФАС вправе прекратить производство по делу в отношении компании Coca-Cola”, – объясняет Артемьев.

В московском офисе Coca-Cola HBC вчера не смогли уточнить, сколько договоров с клиентами по всей стране придется переписывать и в какие сроки это будет сделано. В штаб-квартире Coca-Cola в Атланте переадресовали эти вопросы в российский офис. Бывший сотрудник Coca-Cola говорит, что на подобные договоры приходится до 20–25% продаж, или около $140–175 млн, исходя из оценок аналитиками оборота компании в стране в $700 млн в год.

Однако то, что компания уберет запрет на продажу продукции других производителей из договоров, вовсе не означает, что Coca-Cola лишится эксклюзивных продаж, уверены эксперты. “Как продавали, так и будут. Компании удается обходить такие законы в других странах, в том числе Европы”, – говорит бывший сотрудник корпорации.

“Такие пункты нарушают закон, но добиться эксклюзивности можно с помощью различных бонусов, которые бы сделали работу с конкурентами невыгодной для клиента”, – добавляет партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич. С юристом согласен коммерческий директор московского офиса компании GGMW (марка “Боржоми”) Александр Пономарев: “Это могут быть только джентльменские соглашения”. “Работать с одним поставщиком выгодно из-за низких закупочных цен и маркетинговой поддержки”, – говорит председатель совета директоров сети фаст-фудов “Маркон” (брэнд “Стар Догс”) Сергей Шихарев.

Аналогичную Coca-Cola практику продаж в России используют многие крупные производители напитков. Теперь вслед за Coca-Cola антимонопольные органы могут заняться и ими. “Игорь Артемьев... обратил внимание других компаний, заключающих аналогичные эксклюзивные договоры, на недопустимость подобных действий, ограничивающих конкуренцию”, – говорится во вчерашнем сообщении ФАС. В российском подразделении PepsiCo вчера отказались от комментариев.