ГЛОБАЛИСТ: Правил не будет


Все чаще приходится слышать от иностранных инвесторов вопрос: какой режим пытается сформировать Кремль для зарубежного бизнеса в России? Вроде бы российские власти ясно дали понять, что в стратегические секторы экономики иностранцев не пустят, но, с другой стороны, окологосударственные российские компании активно подписывают с иностранными компаниями меморандумы о взаимодействии, а некоторым иностранцам даже разрешают делать в России прямые инвестиции (правда, не дающие контроля над предприятиями).

Так есть ли у Кремля план в отношении иностранных инвесторов? Во-первых, нужно понимать, что отношение “кремлевских корпораций” к иностранным инвесторам напоминает традиционное отношение российских менеджеров начала 90-х к непонятно откуда свалившимся акционерам. В то время хозяева смотрели на акционеров как на каких-то глупых людей, почему-то решивших выложить деньги за акции их компании. Этих людей почему-то приходилось периодически успокаивать, объясняя им, что в компании “все хорошо”.

Нежелание допускать иностранцев к контролю над предприятиями в стратегических сферах связано именно с этой логикой, а вовсе не с ксенофобией, которой на самом деле нет.

Инвесторы рассчитывают, что, получив хотя бы 20–40% в проекте, они смогут влиять на решения по управлению денежными потоками и инвестициями так же, как и любой акционер. Однако кремлевское представление о современном корпоративном праве несколько иное – похоже, там существует мнение, что владелец контрольного пакета акций может в компании все, а миноритарные акционеры – статисты. В итоге различные образующиеся сейчас альянсы западных инвесторов с кремлевскими корпорациями, будь то Сахалин, Южно-Русское, Заполярное или Штокмановское месторождения, будут крайне непрочными. Стратегический конфликт в понимании того, что может “младший партнер”, очень быстро вылезет наружу, поскольку вряд ли кремлевские корпорации смогут легко отказаться от странных сделок типа транзита среднеазиатского газа через неизвестные компании или втягивания в политически важные, но экономически сомнительные инвестиции (типа Северо-Европейского газопровода).

Еще одна проблема – выход на рынки. Те же Wintershall и Shell, получающие доступ к работе с Южно-Русским и Заполярным месторождениями, будут справедливо рассчитывать на экспортный канал для добываемого газа. Понятно, что никто им этого не позволит, хотя экспортная монополия “Газпрома” и не прописана ни в одном из нормативных актов. То же самое – с доступом к трубопроводам “Транснефти”. Вроде бы формула доступа к нефтепроводам в законе есть, однако механизмы ее применения на практике отсутствуют. В итоге правовых гарантий доступа на рынки – никаких. Иностранные инвесторы уже сталкивались с этими проблемами ранее, и если такие компании, как ТНК-ВР, могут решать их с помощью эффекта масштаба, то для менее крупных задача может оказаться непреодолимой .

В общем, концепция тихой гавани, мечты о которой лелеют многие инвесторы (дескать, пристроимся в хвост кремлевским корпорациям и будем стричь купоны), вряд ли жизнеспособна. Правил игры – важнейшего элемента нормального инвестиционного процесса – ждать не стоит.