“Роснефть” заплатит по долгам “ЮКОСа”


“ЮКОС” перестал платить по кредитам в декабре 2004 г., после продажи “Юганска”. В январе банки потребовали от нового собственника “Юганска” – “Роснефти” погасить оставшуюся часть долга по кредиту. Сначала “Роснефть” наотрез отказалась платить: президент госкомпании Сергей Богданчиков в начале апреля посоветовал банкирам обращаться за деньгами в “ЮКОС”. Те в ответ пригрозили “Роснефти” судами и кросс-дефолтом по ее собственным кредитам, условия которых она нарушила, набрав долгов на покупку “Юганска”. В мае госкомпания смягчилась и попросила банки подождать. А в июне Высокий суд Лондона удовлетворил иск банков о взыскании с “ЮКОСа” $482 млн.

В итоге компания досталась “Роснефти”. По отчетности “Юганска” на 1 января 2005 г. его обязательства по гарантиям “ЮКОСу” составляли $1,9 млрд.

Как стало известно “Ведомостям”, теперь “Роснефть” согласилась до конца года оплатить проценты по этому кредиту. Банки в ответ согласились пока не принимать никаких мер в отношении “Роснефти”, рассказал “Ведомостям” менеджер одного из кредиторов “ЮКОСа”, добавив, что его банк пока не получил денег от “Роснефти”. Менеджер другого банка-кредитора подтвердил согласие “Роснефти” выплатить проценты и даже поступление первого платежа, размер которого он не уточнил.

Менеджер “Роснефти” отрицает эту информацию, а в пресс-службе госкомпании сказали лишь, что она ведет переговоры с кредиторами “ЮКОСа”, но обсуждать их отказались.

“Мы договорились до конца года решить вопрос о реструктуризации всего кредита”, – говорит менеджер одного из банков-кредиторов. Что делать с основным долгом, пока не решили, добавляет его коллега. Он не исключает, что банки-кредиторы подадут иски о признании “ЮКОСа” банкротом.

Привлеченный им кредит был разбит на два транша по $500 млн, напоминает аналитик агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. По ее словам, первый был взят на три года со ставкой LIBOR + 1,5%, второй – на пять лет под LIBOR + 1,75% на первые 36 месяцев и LIBOR + 2% на оставшиеся два года. Кроме того, договоры, как правило, предусматривают штрафы за просрочку платежей, говорит Ананькина. В итоге “Роснефти” придется за год заплатить примерно 5–5,7%, или $25–30 млн, полагает начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Артур Аракелян. По его мнению, возможные штрафы госкомпании скорее всего простят. “Для компании эта сумма будет незаметной, но позволит выиграть время для переговоров”, – отмечает он. По его мнению, это было политически важное для “Роснефти” решение, ведь иначе ей могли угрожать судебные разбирательства с банками за рубежом. “Компания, похоже, поняла, что надо идти с банками на компромисс”, – отмечает Аракелян. Это скорее политическое решение, которое свидетельствует о “небольшом компромиссе”, соглашается Ананькина. В то же время недавно “Роснефть” отвела от себя угрозу кросс-дефолта. Она договорилась с банками-кредиторами и держателями еврооблигаций об изменении условий займов на общую сумму $1,66 млрд.

Заплаченные за “ЮКОС” деньги “Роснефть” потом потребует с “ЮКОСа”, уверен управляющий партнер A.S.T. Legal Анатолий Юшин. В “ЮКОСе” от комментариев отказались. Получить официальные комментарии банков-кредиторов не удалось.