Рынок почти кончился


По данным исследовательской компании ACM-Consulting, российские сотовые операторы в прошлом месяце подключили 4,8 млн абонентов. При этом проникновение услуг сотовой связи в России (отношение количества абонентов к численности населения) выросло до 70% (102,4 млн абонентов), а в столицах превысило население. В Москве проникновение достигло 121% (20,6 млн абонентов), в Санкт-Петербурге –105% (6,7 млн абонентов). Лидер рынка МТС обслуживает в России 35,7 млн абонентов, “ВымпелКом” – 35,3 млн, “МегаФон” – 19,1 млн.

Российская мобильная связь росла быстрее, чем в других странах. В Европе, Америке и Азии сети сотовой связи начали появляться в конце 70-х – начале 80-х, до России же мобильная связь добралась только в 1991 г. Тогда в Санкт-Петербурге начала работать сотовая компания “Дельта Телеком”. Первым услугами “Дельты” воспользовался питерский мэр Анатолий Собчак, позвонивший по сотовому телефону мэру Нью-Йорка.

Чтобы в те годы стать абонентом сотовой связи, требовалось не только много средств, но и сил. Первый сотовый телефон, появившийся в России, весил около 3 кг и стоил около $2000. Подключение к сети стоило около $2000, а минута эфирного времени – почти $1.

Поэтому неудивительно, что даже в Минсвязи к развитию сотовой связи относились крайне скептично. В лицензию компании МТС, полученную в 1993 г., регулирующие органы включили примерный план по набору абонентов, рассказывает директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. “Предполагалось, что через 10 лет наша сеть будет обслуживать около 90 000 человек, в то время как по итогам 2003 г. в России было более 13 млн абонентов”, – говорит Нефедов. “В 1995 г. нам за год пришлось трижды пересматривать прогноз по количеству абонентов в сторону увеличения”, – вспоминает директор по связям с общественностью “МегаФона” Андрей Климов, в 90-е работавший в петербургской компании “Северо-Западный GSM”.

Начиная с 1999 г. российский сотовый рынок ежегодно удваивался. Но аналитики считают, что стремительному росту подходит конец. “Большая часть активных абонентов выбрана – например, в Москве и Петербурге практически не осталось людей, не пользующихся сотовой связью”, – говорит директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров. Однако, по его мнению, возможности для расширения клиентской базы российских операторов еще есть – это Сибирь, Дальний Восток и страны СНГ.

Замедление темпов роста влияет на способы привлечения новых абонентов. “По рациональным факторам – тарифам, покрытию, набору услуг – компании практически сравнялись, поэтому сейчас на первый план выходят эмоциональный фактор и качество сервиса”, – считает Умаров. Именно из-за увеличивающейся значимости имиджа компании “ВымпелКом” уже провел, а МТС собирается провести ребрэндинг, замечает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. А пресс-секретарь “МегаФона” Марина Белашева считает, что операторы в будущем сделают ставку не только на качество, но и на допуслуги. “В Европе они приносят компаниям 25% от всего дохода, у “МегаФона” этот показатель в некоторых регионах сейчас доходит до 20%”, – говорит Белашева. При этом Саяпина считает, что все более значимым для операторов становится удержание уже существующих абонентов, развитие программ лояльности.

Несмотря на снижение темпов роста, уже в 2006 г., по прогнозам ACM-Consulting, количество сотовых абонентов достигнет 143 млн – это нынешняя численность населения страны, считая младенцев, стариков и заключенных. В Великобритании, Италии, Португалии, Швеции количество абонентов мобильной связи еще в прошлом году перевалило за 100% населения и продолжает расти. Ведь операторы ведут учет не по “живым” абонентам, а по числу проданных sim-карт, а у многих есть по нескольку sim-карт, объясняет директор по исследованиям Romir Monitoring Петр Валецкий. По данным Romir, сейчас в России мобильной связью пользуется 52% взрослого населения. Взрослых в нашей стране 112 млн (данные Госкомстата), так что в действительности абонентов всего 58 млн. “О тотальной “мобилизации” пока речи не идет”, – констатирует Валецкий.