Серые телефоны наступают


В июле на серые телефоны приходилось 8% розничных продаж, хотя еще в I квартале 2005 г. их доля не превышала 2%. Об этом “Ведомостям” рассказал аналитик Mobile Reseаrch Group Эльдар Муртазин. По его словам, этот сегмент рынка растет благодаря дорогим моделям – еще год назад доля аппаратов дороже $300 в серых продажах составляла всего 4%, а в июле 2005 г. – уже 40%.

“Исследования наших аналитиков не позволяют говорить о резком росте продаж серых телефонов, – говорит главный редактор “Сотовика” Сергей Коляда, – в среднем доля серых продаж всегда составляет 5–7%”. Однако серый рынок действительно растет, признает Коляда, – из-за замены старых телефонов на новые и ошибок в прогнозах продаж производителей, а также недостаточной развитости в регионах федеральных дилеров, которые предпочитают не связываться с поставками в обход официальных каналов. По оценке “Сотовика”, доля серых телефонов в сегменте моделей дороже $250 составила в конце июля 25%.

Координатор по связям с общественностью московского представительства Nokia Сергей Сидоров говорит, что финская компания предсказала большую популярность своих топовых моделей и все поставки идут согласно этим планам. “Мы сами ввозом не занимаемся, и мне трудно оценить серый рынок”, – признает менеджер отдела телекоммуникаций московского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов. А директор по маркетингу подразделения мобильных средств связи Motorola в России и СНГ Елена Кузнецова говорит, что продажи дорогих мобильных телефонов растут из-за агрессивной рекламной поддержки производителями “флагманских” моделей телефонов.

Представитель компании – производителя сотовых телефонов рассказал “Ведомостям” на условиях анонимности, что серые поставки в Россию действительно выросли. Он пояснил, что производители предпочитают заключать контракты с крупнейшими сотовыми операторами, которые продают дорогие модели с существенной скидкой. “А поставщики серых телефонов берут дотационные модели на Западе и продают их в России по цене официально поставленных телефонов”, – говорит он. По его словам, сейчас медленнее работает российская таможня, что также осложнило поставки техники по официальным каналам.

Представители розничных сетей признают, что россияне распробовали телефоны среднего ценового диапазона и дорогие модели. По данным “Евросети”, средняя стоимость сотового телефона в розницу выросла с $142 в 2004 г. до $158 сейчас. Руководитель отдела по связям с общественностью “Евросети” Татьяна Гуляева говорит, что доля продаж телефонов с цветным дисплеем увеличилась за это же время с 65% до 82%, а с фотокамерой – с 20% до 30%. А по данным “Связного”, в последнее время вырос спрос на GSM-телефоны средней ценовой категории стоимостью $200–350, рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний “Связной” Елена Ноготкова. Она затруднилась оценить рынок серого импорта. А Гуляева не согласна с тем, что доля серых продаж растет.

Директор по маркетингу “Беталинка” Антон Володькин говорит, что сейчас растет спрос на дорогие новинки. По его словам, производители пытаются сбалансировать объемы поставок и цены моделей так, чтобы сохранить высокую прибыльность и в оптовых поставках, и в рознице, а также подчеркнуть их эксклюзивность. “В такой ситуации есть большое число потребителей, готовых купить серый телефон со скидкой”, – считает Володькин.