США и Китай: Мозговой штурм


ВАШИНГТОН – Экономическая мощь нации когда-то определялась тоннами стального проката и мегаваттами электроэнергии. Но мы уже давно ушли от этих простейших индикаторов и даже от их современных версий – количества компьютерных чипов, например.

Из-за усилившейся зависимости от технологий все более популярным показателем становится количество выпускаемых из университетов ученых и инженеров. И по этому показателю США начинают терять мировое лидерство.

В 1975 г. высшие школы США, по данным экономиста Ричарда Фримана, выпускали больше инженеров и ученых со степенью доктора, чем университеты Европы, а перед Азией по этому показателю у Америки было троекратное преимущество. Сейчас Евросоюз выпускает на 50% больше таких специалистов, а Азия – столько же, сколько США, или больше. А если считать специалистов со степенью бакалавра, то разрыв уже очень велик. В 2001 г. в Китае диплом бакалавра получили 220 000 инженеров, а в США – 60 000. Кроме того, по данным Фримана, вопреки распространенному убеждению зарплаты американских инженеров начинают уступать европейским.

Но в области науки достижение одной стороны не должно становиться потерей для другой. Если шведская или японская компания найдет лекарство от рака или создаст невероятно эффективный автомобиль, американцы тоже выиграют от этого. Точно так же как шведы и японцы пользуются технологиями, разработанными в США.

По мере того как страны богатеют, растет спрос на ученых и инженеров для обслуживания потребностей общества: нужно строить дома, мосты, дороги. Но американская доля всех ученых, работающих в мире, уменьшается и будет продолжать уменьшаться.

Само по себе это не опасно. Опасность появляется тогда, когда другие страны используют новые технологии для того, чтобы подрывать преимущества США в вооружениях – Китай стремится именно к этому. Определенная угроза для американской экономики появляется и в тех случаях, когда страны создают у себя сверхпривлекательные условия для развития непропорционально большой доли стратегических исследований. В этом направлении движется Азия в областях аэрокосмической электроники и биотехнологий.

Больше половины всех получателей докторской степени в США – иммигранты. США должны оставаться предельно открытыми для иностранных ученых. Очень важно создавать стимулы для компаний, которые успешно коммерциализируют новые разработки. Мы должны постоянно мониторить весь мир в поисках новых идей. Никакая одна страна не должна и не может стать монополистом знаний. (WSJ, 10.08.2005)