Стройте на здоровье


Россияне владеют множеством земельных участков и целых домов, на которые нет свидетельства на собственность – регистрировать ее очень сложно, а на некоторые вопросы в законодательстве вовсе нет ответов, говорит чиновник Минэкономразвития. Без госрегистрации нельзя, например, продавать недвижимость или передавать ее по наследству, а казна не получает с нее налоги. Непонятно, как оформлять собственность на те дома и дачи, которые были построены вообще без разрешения. В апрельском послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил чиновникам подготовить “дачную амнистию”. “Порядок легализации [прав на недвижимость] должен быть максимально прост”, – заявил он.

На следующей неделе Минэкономразвития внесет в правительство законопроект, упрощающий оформление собственности на недвижимость, говорит источник в министерстве. Поправки в Градостроительный кодекс и другие законы (их проект имеется в распоряжении “Ведомостей”) разрешают гражданам регистрировать самовольные постройки без суда. На садовые и дачные дома распространяется норма нового Градостроительного кодекса, по которой с 1 января 2005 г. для возведения таких построек разрешение вообще не нужно. Регистрировать жилые дома надо с разрешения муниципалитета, а не суда, как сейчас. Для оформления по законопроекту достаточно правоустанавливающих документов на землю, техпаспорта дома и плана участка. Поправки предписывают трактовать в пользу владельцев и возможные неясности. Так, если из решения о предоставлении земельного участка непонятно, по какому праву он принадлежит владельцу, то земля считается “предоставленной на праве собственности”, говорится в документе. А лишние по сравнению с записанными в решении сотки можно будет оформить по согласованию с соседями и муниципальными властями, поясняет чиновник Минэкономразвития.

Владельцы “нелегальной” недвижимости не прочь воспользоваться поблажками. Один из них на условиях анонимности говорит, что два года назад купил шесть соток под Наро-Фоминском, которые были оформлены в собственность, и три “исторически прилагавшиеся”. “Никто не отнимает, да и ладно”, – решил землевладелец. Сначала он собирался узаконить всю собственность, но натолкнулся на бюрократические препоны. После вступления нововведений Минэкономразвития в силу он собирается оформить лишнюю землю, если местные власти не будут против.

Правительство собиралось рассмотреть законопроект сегодня, но Минрегионразвития его не согласовало. Принципиальных возражений нет, говорит представитель ведомства Ирина Теркина, и виза будет дана в ближайшие дни. Концепцию поправок правительство одобрило еще в июне. В Госдуме против них тоже не возражают, но хотели бы еще больше упростить процедуру, говорит председатель комитета по собственности, “единоросс” Виктор Плескачевский. Например, сейчас землю надо регистрировать в земельных комитетах региональных администраций, а постройки – в Регистрационной палате Минюста. Плескачевский считает, что ради ускорения процесса и для экономии денег можно отдать все оформление недвижимости в Минюст.

Эксперты предрекают, что и после реформы у граждан останется много сложностей. Оформление собственности через суд более прозрачно: “есть срок рассмотрения дела и возможность обжаловать решение”, замечает директор компании Corpus Juris Денис Балакин. Муниципалитеты же могут стать еще одной “бюрократической рогаткой”, которая только “увеличит заработок чиновников”. В итоге, как и сейчас, “если человек захочет продать свой дом, он заплатит людям, которые за него пройдут длинные очереди и соберут все нужные документы”, соглашается ведущий юрисконсульт компании “Налоговая помощь” Максим Гришенков. Полезнее было бы ввести упрощенную процедуру рассмотрения подобных дел в суде, считает Балакин.