Гаранта поторапливают


У нынешнего иркутского губернатора Бориса Говорина срок полномочий истекает 7 сентября. Значит, не позднее 2 августа президент должен был предложить депутатам кандидатуру следующего главы региона. Но до сих пор представители полпредства в Сибирском федеральном округе не отвечали даже на вопрос, отправлен ли список возможных кандидатов в Кремль (срок его внесения истек 7 июня).

Поторопить президента решило иркутское региональное отделение СПС. Партийцы, по словам его председателя Алексея Козьмина, отправили вчера в Генпрокуратуру письмо, в котором изложили ситуацию. “У нас завис бюджетный процесс, политическая жизнь в регионе встала”, – объясняет причины беспокойства Козьмин. Партийцам, по его словам, важнее даже не реакция Генпрокуратуры, а реакция Кремля. Они хотят, чтобы “президент принял [обращение] во внимание”. Представитель Генпрокуратуры вчера сказал “Ведомостям”, что там обращения иркутских правых не получали.

Полпредство “давно” отправило в Кремль свои предложения, сказала вчера “Ведомостям” пресс-секретарь полпреда в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина Любовь Шальнева. По ее словам, в списке “больше двух фамилий”. Другой чиновник полпредства уточняет, что кандидатов трое. Но есть ли среди них Говорин, Шальнева говорить отказалась. “Теперь мы сами ждем сообщения от президентской пресс-службы”, – говорит она.

Представитель администрации президента вчера оставил без комментариев обращение правых в Генпрокуратуру. А Шальнева сказала, что “каждый имеет право высказать свое мнение”.

В конце июня сразу несколько иркутских чиновников говорили, что основных кандидатов на пост губернатора Иркутской области четверо: кроме самого Говорина это депутат Госдумы Виталий Шуба, мэр Иркутска Владимир Якубовский и спикер регионального парламента Виктор Круглов. Все соискатели – члены “Единой России”. Источник, близкий к одной из работающих в области финансово-промышленных групп, объясняет заминку тем, что “никак не удается договориться” о кандидате. Московский источник, хорошо знакомый с ситуацией в области, полагает, что решение все-таки удастся принять до конца августа. А кремлевский чиновник обещает даже, что кандидатура “скорее всего будет внесена” на утверждение местных парламентариев “в течение ближайшей недели”.

Иркутские правые – не первые региональные партийцы, озаботившиеся судьбой губернаторского кресла. 27 июля нижегородский обком КПРФ обратился к генпрокурору Владимиру Устинову с просьбой проверить соблюдение законодательства о наделении полномочиями губернаторов. Полномочия губернатора Геннадия Ходырева истекали 8 августа, а списка все не было. Дальше события развивались довольно быстро: 2 августа из приволжского полпредства в Кремль пришел список, где среди кандидатов значился московский вице-мэр Валерий Шанцев, 3 августа президент внес кандидатуру Шанцева на утверждение парламента, а через пять дней депутаты утвердили его в должности.

В самой обновленной системе избрания глав регионов заложен системный сбой: Кремлю необходимо, чтобы предложенные президентом кандидатуры получали практически единогласную поддержку в парламентах, даже поддержка в 2/3 с политической точки зрения недостаточна, говорит Алексей Титков, старший эксперт Института региональной политики. Поиск таких кандидатов в “сложных” регионах вроде Нижегородской или Иркутской области занимает много времени – вот и не удается уложиться в определенный законом срок.

Жалуясь в прокуратуру и устраивая подобные демарши, извлечь выгоду в таких случаях могут два типа игроков: влиятельный региональный политик, считающий, что у него есть все шансы быть назначенным губернатором, и желающий подтолкнуть назначение, и местные оппозиционные силы, возможно и не имеющие своих кандидатов и набирающие таким образом дополнительные политические очки, считает Титков. Сроки назначения губернаторов срываются уже хронически, так что Иркутская область – не последний регион, где у партий будет возможность использовать нерасторопность президентской администрации, для того чтобы заявить о себе, добавляет Ростислав Туровский из Центра политтехнологий. К тому же и КПРФ, и СПС на федеральном уровне не поддержали “губернаторскую реформу”.