Иран создал себе ядерную угрозу


В резолюции МАГАТЭ, предложенной странами ЕС, выражается обеспокоенность возобновлением иранцами работ на ядерном комплексе в Исфахане. Организация требует от Тегерана приостановить работы и активнее сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ, с 2003 г. ведущими расследование иранской ядерной программы.

Если требования МАГАТЭ не будут выполнены, 3 сентября состоится новое заседание совета управляющих организации, посвященное Ирану. AFP со ссылкой на дипломатов ЕС сообщает, что, если к этому времени Иран не выполнит требований МАГАТЭ, Евросоюз поддержит требование США направить иранскую ядерную программу на рассмотрение Совета Безопасности ООН, который может ввести санкции против Тегерана.

На возобновившей работу фабрике в Исфахане производится конверсия урана. Из закиси урана там получают гексафлуорид урана, который направляется для дальнейшей переработки на центрифуги другого производственного комплекса – в Натанзе. Предприятие в Натанзе остается законсервированным. Таким образом, о полном возобновлении цикла обогащения урана речь пока не идет, хотя Тегеран подчеркивает свое право на подобные работы для развития национальной ядерной энергетики. Нормы договора о нераспространении ядерного оружия, подписанного Ираном, позволяют создать собственный цикл производства ядерного топлива для АЭС. Иранское правительство объясняет интерес к ядерной отрасли планами построить в стране ядерные энергоблоки суммарной мощностью 7000 мВт. Пока что в Иране с российской помощью возводится один энергоблок в Бушере мощностью около 1000 мВт.

Представитель Госдепартамента США Адам Эрели заявил вчера, что МАГАТЭ следует “подать Ирану мощный сигнал” о необходимости прекратить обогащение урана. Но представители Китая, России и ряда других стран – членов МАГАТЭ неоднократно давали понять, что не поддержат проект жесткой резолюции по Ирану. Поэтому прошел компромиссный европейский проект резолюции, где не упоминаются санкции и говорится о целесообразности дальнейших переговоров.

Эксперты сомневаются, что компромисс может быть достигнут. “Мы движемся к усилению конфронтации, и пока трудно сказать, какая из сторон первой согласится отступить”, – считает руководитель программы оборонных исследований в вашингтонском CATO Institute Чарльз Пенья. По его мнению, “правительство США уверено, что Иран представляет серьезную угрозу”, и, если политические усилия по ограничению ядерной программы зайдут в тупик, “будут приняты упреждающие меры, как это было в случае Ирака”.

По мнению директора Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Бориса Шмелева, “США будут пытаться оказать давление на Иран, в том числе угрожая экономическими санкциями, однако возможности такой политики ограничены”. Ситуация вокруг Ирана и так негативно влияет на мировой рынок нефти, а дальнейшее усиление напряженности приведет к новому всплеску цен, напоминает Шмелев.